10‑летний Вячеслав Айков из Москвы за одно двухчасовое занятие «Робомарафона» научился собирать робота и программировать его. Сначала робот мог ездить только по кругу, потом — по квадрату, затем проезжал определенный отрезок и разворачивался.
«Робот — не цель, а повод для изучения классических наук: физики, математики, информатики. И возможность показать ребенку прикладной результат от них», — уверен Павел Баскир, учредитель московской «Лиги роботов».
Его компания — одна из нескольких, устраивающих в Москве кружки, мастер-классы и соревнования по робототехнике. Эти мероприятия сейчас очень востребованы у детей и их родителей.
Основатели. Павел Баскир и Степан Плохотнов запустили московскую «Лигу роботов» год назад. Начинали с 10 площадок, а сейчас их — уже 100
ПОЧЕМУ РОБОТЫ. Популярность робототехники Павел Баскир объясняет тем, что в рамках одного урока преподаются разные дисциплины, в том числе программирование. Умение программировать сегодня называется в числе первоочередных навыков, необходимых для профессий ближайшего будущего. «Профессия программиста будет размываться, этим станут заниматься все», — считает Павел Баскир.
Со временем вокруг нас появится еще больше роботов, прогнозирует Степан Плохотнов, генеральный директор московской «Лиги роботов». «Дети будут окружены ими. И сегодняшним ребятам будет важно понимать, что они имеют дело с роботом, знать принцип его действия».
НЕОБЫЧНОЕ ЗАНЯТИЕ. Курсы «Лиги роботов» изначально задумывались только для детей школьного возраста. Но появился запрос и от родителей дошкольников. И сегодня в секциях «Лиги роботов» могут заниматься дети от 5 до 16 лет.
В программе — 16 курсов общим объемом 600 часов, созданных для разных возрастных групп. Курс состоит из 12 занятий. На каждом занятии дети собирают и программируют нового робота из специализированного конструктора Lego. Этому предшествует теория.
Например, если в сборке используется датчик ультразвука, то преподаватель объяснит, что такое ультразвук, где он встречается в природе и как работает датчик. Потом дети собирают робота и программируют его для выполнения определенных задач. Как программировать, преподаватели тоже рассказывают. Они используют для объяснения простые и понятные слова, поэтому даже самые юные слушатели понимают сложные технические вещи.
Занятие для дошкольников длится 2 часа, для всех остальных — 3 часа. Во время каждого из них есть перерывы и зарядки.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ. С детьми в московской «Лиге роботов» занимаются специально подготовленные педагоги. Как правило, студенты технических вузов.
Перед тем, как приступить к работе, они проходят подготовку в Школе преподавателей Лиги роботов. Чтобы туда попасть, соискателям необходимо выполнить мотивационные тесты и пройти собеседование. В школе за ними наблюдают кураторы, после учебы необходимо сдать экзамен на знание теории, пройти практику и выходное собеседование.
Сегодня таким образом прошли обучение около 300 преподавателей.
То, что преподаватели — студенты, помогает образовательному процессу, уверен Степан Плохотнов.
«Возрастной разрыв между ребенком и преподавателем маленький. Возникает больше доверия к педагогу, дети легче идут на контакт. Отношения складываются как с наставником и старшим братом».
Работа преподавателей «Лиги роботов» постоянно контролируется. Собираются отзывы родителей, сами студенты пишут отчеты о проведенных занятиях.
ГДЕ УЧИТЬСЯ. Курсы «Лиги роботов» проходят осенью и весной. Занятия в новом сезоне начинаются с 3 сентября. Новички могут присоединиться к ним не позднее второго занятия. Из-за наработки теоретической базы и практических навыков приступать к учебе с третьего занятия уже невозможно — многое будет непонятно.
Курсы станут работать на 100 площадках — в образовательных школах и городских библиотеках, практически в каждом районе Москвы. Стоимость одного курса — 13,5 тысяч рублей.
От курса к курсу увеличивается сложность. Отучившись на одном, ребенок может продолжить заниматься на другом.
В мае-сентябре и декабре — январе устраиваются «Робомарафоны», где можно пройти бесплатные ознакомительные мастер-классы по робототехнике.
«Мы не ставим целью вырастить гениальных инженеров. Делаем ставку на то, чтобы как можно больше детей окунулись в инженерную среду. И поняли, их это занятие или нет», — замечает Степан Плохотнов.
Где познакомить ребенка с робототехникой
***
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Образование: Перезагрузка». Мы рассказываем о том, как современные технологии меняют систему школьного образования в России и какие дополнительные возможности появляются у педагогов и учеников благодаря им.
Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать в нашей рубрике о своем образовательном проекте, который основан на использовании современных технологий, напишите нам письмо на почту redaktor@mr-msk.ru