В редакции прошел круглый стол на тему недобросовестной конкуренции среди учебных заведений
Поводом послужил манифест, опубликованный «Школой телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ».
Цитируем: «Учебная часть школы телевидения «Останкино ТВ» публикует сведения о дезинформации и клевете относительно нашего учебного заведения на сайтах конкурирующего вуза — МИТРО — Московского института телевидения и радиовещания Останкино». Речь идет о сайте ucheba-otziv.ru. Этот домен зарегистрирован на образовательный холдинг Останкино (МИТРО). На сайте размещены отрицательные отзывы студентов и абитуриентов о вузах-конкурентах. Положительные отзывы студентов и вопросы удаляются».
«Школа телевидения» опубликовала скриншоты. Действительно, положительные отзывы существовали недолго. Взамен удаленных появлялись новые, негативные. Общий рейтинг «Останкино ТВ» — отрицательный.
Казалось бы, банальная ситуация: конкуренты борются за студентов, мечтающих о славе телезвезды. Но этот же принцип, чтобы создать видимость популярности и достоверности ресурса, применяется и к другим вузам, в том числе и не являющимся прямыми конкурентами. На ресурсе ucheba-otziv.ru регулярно публикуются негативные отзывы на все вузы — от академии ФСБ, МГУ, МГИМО и др. до частных институтов. Как правило, максимум, на что может рассчитывать вуз, на который публикуются отзывы, — сдержанно-негативная интонация большинства комментариев.
Мы не будем приводить конкретные цифры — сайт живет, отзывы оставляются регулярно, картина каждый день меняется. Но тенденция остается — безусловным лидером остается МИТРО.
Кстати, интересующиеся покупкой рекламы на этом ресурсе видят короткую и емкую надпись «мест нет».
Мы разослали по вузам Москвы более 150 писем с просьбой рассказать, как рейтинг данного портала сказывается на их репутации. Выяснилось: с данной площадкой знакомы многие. Так появилась идея собрать руководителей вузов, чтобы обсудить методы конкуренции.
Отправили приглашение руководству МИТРО. За полчаса до мероприятия получили отказ с оговоркой: «Не исключено, что речь на встрече может зайти и о сайте ucheba-otziv.ru, который несколько лет принадлежал МИТРО. Права на данный ресурс в настоящий момент переданы частному лицу, контакт с которым администрация вуза не поддерживает. Что касается приоритетного размещения рекламы МИТРО на данном ресурсе, необходимо пояснить, что это было одним из условий продажи сайта стороннему лицу».
В ходе подготовки к круглому столу мы выяснили, что этим «сторонним лицом» является некто Юлия Кузнецова. Эта же дама владеет ООО «Митрофуд Сити». Очень странное совпадение.
Недобросовестная конкуренция
Михаил Поляков: «Мы про этот сайт знаем. К сожалению, таких недобросовестных ресурсов достаточно много. Все отзывы, размещенные на этих ресурсах и требующие внутренней проверки, несмотря на анонимность, администрация нашего Университета рассматривает. Однако подтверждений в ходе проверки мы не находим. Сегодня запустить подобный сайт может абсолютно любой человек, так как практически отсутствуют законодательные рамки работы таких информационных ресурсов.
В профессиональных сообществах сейчас идет речь о создании единого независимого рейтинга вузов, но еще остаются неразрешенные вопросы (например, как одновременно оценить эффективность медицинских, пищевых и военных вузов?). В этом рейтинге должно быть место и для откликов работодателей. Но это невозможно на условиях анонимности, а ресурсы, подобные «учеба-отзыв.ру», работают именно по такому принципу. Нужна объективная оценка работы вузов, основанная на качестве подготовки специалистов, а не на анонимных отзывах неизвестных».
Наталья Лабутина: «Вузы погрузились в приемную кампанию. Сайты, подобные «учеба-отзыв. ру», порождают массу слухов. Мы боремся с этим, приглашая на встречи своих выпускников. Они рассказывают, как и где работают. А еще зовем работодателей — обычно это кондитерские и хлебные производства. А репутация у этого сайта среди академической общественности — однозначная, негативная».
Наталья Починок: «Нужны структурированные шаги по установлению контакта с обществом, алгоритм изучения общественного мнения, в том числе и студентов. Есть проблема прозрачности и достоверности информации о вузах, где будут учиться абитуриенты, о будущих работодателях. Нет прозрачной системы рейтингов. Они часто искусственные. От отсутствия структуры страдает вся система. Вузы вынуждены сами искать возможности донести до абитуриентов правдивую информацию о себе. Но нет эффективных инструментов обратной связи. А на рынке недобросовестной конкуренции эти инструменты есть. Нужен кодекс профессиональной этики — о неприятии таких методов борьбы».
Когда же ФАС скажет «фас»?
Юлия Анненкова: «Отклики на «учеба-отзыв.ру» большей частью шаблонные. Но это не всегда понимают те, кто их читает. Иногда даже преподаватели приходят и спрашивают: «Может, в суд подадим?». Мы пытались связаться с владельцами, но портал и администратор анонимные. Думаю, судьбу таких сайтов должна решить ФАС».
Георгий Горшков: «Репутационные потери налицо. Проблема в том, что в поисковой выдаче они в лидерах. Как вариант борьбы — находить общий язык с поисковыми системами, чтобы на первых страницах были только сертифицированные, официальные сайты отзывов. Но такого механизма пока нет».
Инструмент черного пиара
Павел Салин: «Наше маркетинговое подразделение изучало этот вопрос. Особенно восприимчивы к такого рода сайтам родители. В них сильна советская привычка верить печатному слову. Надо реагировать путем госрегулирования, чтобы эти сайты были в зоне контроля Рособрнадзора».
Максим Степанов: Этот сайт относят к инструментам черного пиара. Вузы сейчас конкурируют за абитуриента — студентов с 2010 года стало меньше, тенденция продлится еще лет десять. И этот сайт добавляет нервозности. Он очень похож на закрытый сейчас сайт «преподам нет» — где обиженные студенты сводили счеты с преподавателями. Бывало, преподавателей после прочтения «отзывов» увозили на скорой.
Эффективные альтернативы
Екатерина Бодрова: «Мы неоднократно жаловались на ucheba-otziv.ru, просили закрыть — писали и в правоохранительные органы. За счет таких сайтов мы теряем часть региональных абитуриентов — не у всех есть возможность ездить по вузам в дни открытых дверей».
Ольга Рыкалина: «Среди откликов о нашем вузе прочитала прекрасный: «Деканат грозит отчислением, несмотря на то, что мы платники». Мне кажется, это идеология таких сайтов: плати деньги — и светлое будущее гарантировано. Да, отчислим, потому что разгильдяи — это не те студенты, за которых стоит держаться. Если отклики таких студентов формируют рейтинги вузов на таких сайтах, это печально».
Татьяна Никитина: «Конкуренция за абитуриента идет в том числе и между государственными и негосударственными вузами. Для частных вузов, отзывы на подобных сайтах больнее и ощутимее. У нас нет за спиной такой многолетней репутации, тянущейся еще с советских времен, которая есть у государственных вузов».
Не смогли присутствовать на круглом столе, но высказали точку зрения и такие авторитетные спикеры:
Владимир Зернов, ректор «РосНОУ»
Владимир Зернов: «Ситуация ненормальная. Абитуриент идет на сайт отзывов, чтобы составить объективную информационную картину об интересующем вузе, а получает однобокую, тенденциозно подобранную и эмоционально загрязненную информацию. На школьника выливается поток слов, по уровню сравнимый с надписями на заборе, что недопустимо».
Олег Смолин, Депутат Государственной Думы ФС РФ, Первый заместитель председателя комитета ГД по образованию
Олег Смолин: «Это недобросовестная конкуренция. И если вузы, посчитавшие, что их репутации нанесен урон, обратятся в ФАС, то обращение, по моим прогнозам, будет результативным. Что касается правового поля, то тема таких сайтов для меня новая. Если вузы обратятся ко мне с конкретными предложениями, то, возможно, мы найдем верное решение.
В итоге участники круглого стола однозначно высказались за то, чтобы привлечь контролирующие госорганы к обсуждению и решению проблемы борьбы с нечистоплотными дельцами от образования. Мы будем информировать читателей о решении важной государственной проблемы по очищению информационного пространства от подобных «непонятно кому принадлежащих», но очень негативно влияющих на работу российского образования ресурсов как ucheba-otziv.ru.