Шифр Кондрякова. Учитель истории разработал методику, которая помогла запомнить более 23 тысяч цифр числа

Это шифр, за которым скрываются первые пять десятков цифр после запятой в математической константе, больше известной как «число Пи»: «14159 26535 89793 23846 26433 83279 50288 41971 69399 37510». Такую форму шифровки придумал учитель истории из химкинского лицея № 13 Владимир Кондряков.
 
70-летний преподаватель в присутствии комиссии «Книги рекордов России» поставил новый рекорд. За 4 часа 12 минут он воспроизвел по памяти 13 тысяч 183 знака математической константы. Прежний рекорд на 2 тысячи знаков меньше. 
 
СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ. И это настоящий спорт — запоминать цифры после запятой в числе π. Кондряков, как он сам утверждает, запомнил 23 тысячи. Их и заявлял на рекорд. Но сбился на середине пути — перепутал 6 и 7. Списывает ошибку на физическую усталость. 
 
Во время фиксации рекорда человек должен стоять и писать цифры на доске. В рубашке с коротким рукавом, без часов, наушников и телефона. Перерывы запрещены. 
 
Учитель сожалеет, что «усталость сказалась на концентрации внимания». У жюри цифры распечатаны на машинописных листах. 13 тысяч — это 20 страниц. Призер рассказал о своей схеме. 
 
«Рекордом я доказал, что возраст не влияет на память, — гордится педагог. — Важны тренировки. Что не тренировать, то умирает».
 
МЕТОДИКА. «Разделил все на блоки по 50 цифр в каждом. Получилось 460 блоков, — рассказывает Кондряков. — Каждые 50 цифр превратил в разумную, реальную картину. Получилось 460 картин, связанных в одну цепочку по принципу домино. Сюжет одной картины подсказывает следующую. Связку заучил за три месяца».
 
Картины, по словам Владимира Алексеевича, подсказывает жизнь. Он уверен, что это число — зашифрованный код мироздания. Например, два блока цифр в его представлении — это Чернобыльская авария. Первая картина — катастрофа, вторая — ее причины.
 
Много в цепочке простых бытовых картин, но некоторые — исторические сцены. И как ни бьется Кондряков, запомнить их иначе не может. 
 
Первые десять тысяч цифр он закольцевал картиной из блокады Ленинграда. 
 
Вторую десятку открыл  афганской зарисовкой.
 
ПРОШЛОЕ. Методику Кондряков придумал, когда служил на заставе на границе с Ираном. «Я выдавал пограничникам автоматы, — вспоминает он. — Номера записывал в книгу учетов. Вскоре перестал спрашивать, так как запомнил. Все. На заставе служило 40 пограничников. Номер автомата был четырехзначный, с буквенными обозначениями».
 
Потом методику Кондряков перенес «и на гражданку»: читая лекции по истории, принципиально не заглядывает в конспект с датами.
 
НАсТОЯЩЕЕ. Интеллектуальных тренировок учитель не прекращает.
 
«Тренирую не только память, но и гибкость мышления, — рассказывает Кондряков. — Могу в уме возводить двузначные цифры в квадрат, в куб, в четвертую степень. И даже в восьмую, десятую степень. В уме извлекаю квадратный корень из любого числа от единицы до ста, число назову до седьмого знака после запятой. Могу возвести трехзначное число в куб. Все по памяти. Дети придумывают задачки — я считаю в уме, они на калькуляторе проверяют».
 
Это помогает и в бытовой жизни. Записной книжки у педагога нет — телефон он запоминает за 2 секунды, в магазин ходит без «записочек».
 
«Для установки рекорда, подобного моему, надо вести здоровый образ жизни, — отмечает Владимир Алексеевич. — Я не курил и ребят в школе к этому призываю. Не увлекался спирт­ными напитками. Каждое утро бегаю по 7 километров. Привык со службы в пограничных войсках».

Читайте также

Фильтр