Ситуация «один дома». Как научить ребенка быть самостоятельным и ответственным

    «Не только для того, чтобы встречать ребенка после школы и быть кем‑то вроде обслуживающего персонала при нем, а для того, чтобы стать ему наставником в домашней подготовке к самостоятельной жизни, для того, чтобы убедиться, что он «научился учиться», — продолжает Млодик.
     
    Надо совершить несколько проб­ных походов в школу и обратно: пусть ребенок ведет вас, а не вы его, он должен знать, как переходить дорогу, не разговаривать с незнакомыми, избегать новых маршрутов.
     
    Также ребенок должен уметь уверенно справляться с замками входной двери и не открывать ее незнакомцам.
     
    В возрасте шести‑семи лет дети уже вполне способны самостоятельно разогреть или приготовить простые блюда на плите или в микроволновке. Яичница, горячий бутерброд, салат — это просто, особенно если ребенок уже несколько раз занимался готовкой под вашим руководством.
     
    Я МОГУ. «Постарайтесь, чтобы ситуацию «один дома» ребенок воспринимал как некую игру «я — взрослый», — советует Александр Бурлаков, психолог, член-корреспондент Российской академии образования. — Создайте у него впечатление, что нынешняя ситуация так сложилась не из‑за того, что папа с мамой вынуждены его оставить одного, а так, как будто это делается ради самого ребенка, — дети очень любят, когда на них ложится какая‑то ответст­венность».
     
    Например, поручайте ему несложные задания по домашнему хозяйству и не забывайте хвалить по их выполнении. А когда вы будете звонить ему, чтобы проверить, чем он занимается, не начинайте разговор с вопроса: «С тобой все нормально?» Иначе он подсознательно будет ждать каких‑то ЧП. Общайтесь с ним как со взрослым, на равных.
     
    КОНТРОЛЬ. «Первое время ребенок будет постоянно вам названивать: спрашивать, где что лежит, как что‑то готовить, когда вы вернетесь домой», — продолжает Бурлаков. По словам специалиста, такой период длится неделю-две, максимум месяц.
     
    Потом ребенок почувствует вкус к свободной жизни. Можно целый день смотреть телевизор, играть на приставке, приглашать друзей, читать любимые книги.
     
    «Вот тут‑то и важно дать ему понять, что кроме развлечений у него есть и постоянные обязанности — выполнение домашних заданий, уборка в своей комнате, мытье после себя посуды и т. д., — советует специалист. — Рецепты известны: в первом классе ребенка еще можно контролировать звонками, неплохо, если к нему несколько раз в день будет заглядывать соседка, старший родственник кого‑то из одноклассников».
     
    И как бы ни уставали после работы родители, обязательно надо вечером проверить у ребенка уроки, посмотреть, сколько страниц он прочитал в книге, которую вы ему посоветовали. Обговорите с ним распорядок дня: сколько можно играть на компьютере, сколько читать или отдыхать, когда садиться за учебники. Если здесь вы найдете общий язык, то никакого стресса при «жизни в одиночестве» ребенок не получит.
     

    Еще несколько советов

    У ребенка должен быть мобильный телефон с номерами родителей и близких людей, которые живут по­близости и могли бы в случае непредвиденной ситуации быстро подъехать.
     
    Дети часто теряют ключи, поэтому запасной комплект можно оставить у соседей-пенсионеров или консьержки.
    Можно договориться со старшими родственниками кого‑то из одноклассников, чтобы они провожали вашего ребенка из школы домой.
    Поделиться