Стайные автобусы. Почему общественный транспорт Москвы предпочитает кучковаться

Наши читатели наблюдали такое, например, в районе Филевский парк (троллейбусы 66 и 54), по дороге от «Юго-Западной» до аэропорта Внуково (автобусы 611 и 611С), в Сокольниках (122 и 40 автобусы) и так далее.
 
«Мой район» разобрался, почему это происходит и можно ли решить проблему.
 

В 2004 
году 
начали устанавливать турникеты в Москве.

ОСТАНОВКИ. «Главная причина в том, что в московском наземном транспорте все устроено так, что можно войти только в одну дверь», — объясняет Торбен Хайнеманн, глава департамента генерального планирования Лейпцига, в котором за несколько лет усовершенствовали транспортную инфраструктуру города. Из-за этого на входе скапливается очередь, процесс входа пассажиров в автобус или троллейбус затягивается, и его успевает догнать следующий за ним водитель.
 
Есть мнение, что водителям скучно, потому они ездят парами, — говорит Максим Кац, организатор фонда «Городские проекты» и муниципальный депутат в Щукино. — Шутка, конечно. Депутат считает, что проблема в турникетах, ведь такой системы оплаты больше нигде нет.
 
Проблема также может возникать из‑за пробок и долгого стояния на светофорах, предполагает Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики. Для их решения нужна филигранная работа диспетчеров. В Мосгортрансе сейчас все так и есть. «Все машины оборудованы ГЛОНАСС, и диспетчеры корректируют их в реальном времени»,  — рассказали в ведомстве «Моему району». «Возможно, они еще не наловчились делать это, так как системе всего год», — говорит Трофименко. Причиной сбивания троллейбусов и автобусов в стаю может быть и несогласованное расписание маршрутов.
 
«ЗАЙЦЫ». «Власти считают, если убрать турникеты, 30 процентов пассажиров перестанут платить за проезд, и от этого пострадает бюджет города», — объясняет Кац.
Избавление от турникетов, по мнению депутата, поможет получать от наземного транспорта больше денег. Во-первых, не будет такого, что треть пассажиров перестанет платить за проезд. Такие показатели возможны, но они, как правило, появляются на следующий день после запуска новой системы, когда люди просто не понимают, что произошло.
 
«Сейчас в нашем наземном транспорте «зайцев» — 13‑15 процентов. В Европе, где турникетов нет, — три-пять процентов. Скорее всего, если и у нас их убрать, останется такое же количество неплательщиков, и их количество приблизится к показателям Европы», — считает Кац. Также количество «зайцев» можно регулировать системой штрафов. Если, например, поездка стоит 30 рублей, а штраф тысячу, достаточно ловить «зайца» каждые 30 поездок и получать те же деньги.
 
ВЫГОДА. Без турникетов транспорт начинает ездить быстрее, и это на многое влияет: на маршруте требуется меньше машин (на 10 процентов), сокращается штат водителей и обслуживающего персонала (на 15 процентов). «Так можно сэкономить огромные деньги, которые никто не считает», — говорит Кац.
 
Кроме того, само количество пассажиров на маршруте за счет его удобства увеличивается. Такое произошло с 17‑м трамваем, где в конце 2013 года убрали турникеты в качестве эксперимента. В итоге время стоянки на остановках сократилось более чем в два раза, а общее время в пути — почти в два раза. Люди стали предпочитать трамвай маршрутке. В Мосгортрансе же эту информацию комментировать отказались, мотивируя тем, что в Москве на каждом маршруте количество пассажиров растет.
 

Куда жаловаться

Сообщить о неправильной работе наземного транспорта можно в контакт-центр «Московский транспорт» по телефонам: 8‑495‑539‑54–54, 3210 (Билайн, МТС, Мегафон), а также в электронной форме на портале transport.mos.ru В электронной форме можно приложить фото, иллюстрирующее неправильную работу транспорта (скопление на остановке нескольких автобусов и троллейбусов одновременно), и ссылку на расписание транспорта, если оно не соблюдается (на mosgortrans.org). На обращение должны ответить в течение 30 дней.

Читайте также

Фильтр