Станция желаний. Зачем трут статуи на «Площади Революции»

    Фигуры имеют свою историю, кроме того, некоторые из них были не собирательными образами — моделями стали реальные люди.
     
    СПОР. Изначально станция метро «Площадь Революции» проектировалась Алексеем Душкиным без скульптур. Она должна была быть светлая, просторная и воздушная, как «Кропоткинская», которую он проектировал ранее. Внести статуи в чертежи станции предложил скульптор Матвей Манизер, спор из‑за них продолжался почти год. В итоге Душкин согласился отлить их из гипса, в надежде на то, что они не пройдут госкомиссию. Но госкомиссия приняла проект. Точку в споре двух художников поставил Иосиф Сталин, который рассматривал фигуры и восхищался: «Как живые!». За эти скульптуры в 1943 году Манизеру вручили Сталинскую премию — 100 тысяч рублей. Все деньги он передал в Фонд обороны.
     
    замысел. Проект Манизера должен был отразить победное шествие революции в нашей стране и представлял главных героев перемен. Всего на станции 20 различных образов. Так, моряк-сигнальщик и пограничник стали символом советской молодежи, готовой к труду и обороне. Стахановец олицетворял рабочий класс, тракторист и птичница — крестьян, молодые люди с учебниками — жадных до знаний студентов, дискоболка и футболист — советский спорт, отец и мать — воспитатели нового поколения. Цепочку завершают пионеры — будущее страны.
     
    Все фигуры изображены либо согнувшимися, либо сидящими. Это было сделано для того, чтобы уместить их в арочные проходы. Скульптуры в корне изменили весь воздушный замысел Душкина, станция наполнилась огромным количеством «людей».
     
     
    МОДЕЛИ. Прототипами скульптур были реальные люди. Матроса-сигнальщика лепили с курсанта Ленинградского военно-морского училища Олимпия Рудакова. Он дослужился до звания контр-адмирала и даже танцевал с королевой Елизаветой в день ее коронации в 1953 году. На праздник устроили военно-морской парад, куда был приглашен экипаж крейсера «Свердлов» (на нем служил Олимпий). Королева сама выбрала курсанта для вальса.
     
    Прототипом пограничника стал настоящий пограничник Никита Карацупа. Он был известен на весь Советский Союз своими рейдами против нарушителей границы (задержал более 300 человек), в которых ему помогала отлично обученная собака Ингус.
     
    Фигуру студента слепили с Аркадия Гидрата — студента, спортсмена, многократного чемпиона Москвы и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту. Он ушел на фронт и погиб во время войны в 1941 году.
     
    Модели, которые позировали для остальных скульп­тур, не известны.
     
     

    Приметы и легенды

    НА УДАЧУ. Самая извест­ная примета — это погладить нос собаке пограничника для удачи в делах. Его так старательно трут, что бронзовый слой уже истончился. Правда, только на одном псе, который находится возле выхода в город и постоянно попадается под руку. Начало этой традиции положили студенты МГТУ им. Баумана — изначально они гладили нос на удачу в экзаменах.
     
    СВИДАНИЯ. Девчонкам для успешного свидания нужно коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой. Также эта примета обещает покупку новых туфель в скором времени.
     
    НАУКА. Ученые натирают шестеренку инженера, чтобы добиться научных успехов.
     
    ДЕНЬГИ. Петуха гладят, чтобы было много денег. 
    Хотя многие говорят, что его вообще трогать не надо, иначе случится несчастье.
     
    ЗОЛОТО ЕЖОВА. Есть легенда, что фигуры стали натирать не просто так, а в надежде найти золото. Якобы в конце 1930‑х годов Николай Ежов, комиссар НКВД, предчувствуя опалу, передал Манизеру чемодан с золотом, которое конфисковал у врагов народа. Скульптору было велено это золото спрятать. Отсюда появилась идея, что одна из фигур на станции золотая.
     
    Фото: Андрей Кара
     
    Благодарим за помощь в написании материала проект «Московские переулки» и экскурсовода Евгения Степанова.
     

    Поделиться