Столичный метрополитен от А до Я

Альтернативы нет. К 1931 году Москву населяли 4 миллиона человек. Привычны были многокилометровые трамвайные пробки в часы пик. Потому 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение «…начать строительство метро как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок». Задачу возложили на Лазаря Кагановича.
 
Билеты в метро сначала были двух цветов: красного (в сторону «Сокольников») и желтого (в сторону «Парка культуры»). На них делали пометку о времени продажи. Они были действительны 35 минут (время в пути от одной конечной точки до другой — до 25 минут).
 
«Враги народа» были в то время и на «Метрострое». 24 сентября 1934 г. на шахте № 12 под Театральной площадью из‑за короткого замыкания возник пожар и погибли два человека. Молодой Евгений Долматовский (песни на его стихи потом исполняли Марк Бернес, Леонид Утесов, Иосиф Кобзон и многие другие), работавший на этой же шахте, разразился стихами:
 
Товарищ мой, посмотри вокруг
И разберись, где враг, где друг.
Враг будет тебе говорить: «Браток,
Дружище мой навсегда!»
А сам положит в мотор молоток.
А сам порвет провода.
 
Глубина заложения самой глубокой станции «Парк Победы» — 84 метра. Ей же принадлежат еще два рекорда. Самый длинный в столице эскалатор — 126 метров. И «Парк Победы» — один из самых известных долгостроев подземки: 1990–2003 годы.
 
«Дирижабля Циолковского», вопреки легендам, на «Маяковке» нет. Но слух родился не на пустом месте. На стадии строительства, в 1938 году, стало ясно, что проект неудачный: начал трескаться потолок. Авиаконструктор Александр Путилин предложил использовать для укрепления гигантские подковы из нержавеющей стали, производившиеся в Долгопрудном на заводе «Дирижабльстрой» как раз для гигант­ского «дирижабля Циолковского». Эти конструкции поддерживают своды «Маяковской» и сейчас.
 
Египетские мотивы использовал в проекте «Кропоткинской» Алексей Душкин. Поначалу над ней должно было возвышаться самое грандиозное здание столицы — Дворец Советов. Многие считают, что архитектор применил приемы, использовавшиеся для строительства древних египетских подземных сооружений. Потому «Кропоткинская» со своими колоннами изнутри напоминает древнеегипетский храм Амона Ра в Карнаке. Еще больше ассоциаций вызывали вазы с растениями, напоминающими пальмы. Кагановича Душкин успокоил фразой: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!»
 

370
тысяч пассажиров перевезло метро в первый день — 15 мая 1935 года. Сегодня ежесуточно им пользуются более 8 миллионов человек.

Жильем первых метростроевцев обеспечивали не очень. В 1933 году рабочий имел право на 4 квадратных метра, простыню, одеяло, наволочку и матрас. Постельное белье следовало менять два раза в месяц. Минимум раз в месяц — дезинфекция барака.
 
Замена названия «Ленино» на «Царицыно» произошла в 1990 году. Пришлось менять ее название и на стенах вестибюля. Буквы Ц, А, Р и Ы изготовили новые. А И, Н и О использовали старые. Их легко отличить по цвету.
 
Италия в подземке: фонтан на «Римской» — единственный в метрополитене. Скульптура изображает основателей Рима, младенцев Ромула и Рема, забравшихся на упавшую колонну. Сначала из‑за высокой влажности стены и потолок покрывались мхом, поэтому воду периодически отключали. Но после нанесения специального покрытия проблема была решена.
 
«Киевская» Арбатско-Покровской линии украшена 24 фресками со сценами из жизни Украины: «Сталевары», «Сбор урожая» и т. д. По распоряжению Хрущева их писали лучшие украинские художники. Но с двумя сюжетами вышел конфуз. На одной картине рыбаки держат азовского осетра, уже исчезнувшего, а фреска «Хлопкоробы» — памятник несостоявшимся планам Хрущева по выращиванию хлопка на Украине.
 
Легенда гласит, что Кольцевая появилась случайно. На перспективных схемах 1933 и 1938 годов ее нет: решение о строительстве приняли в 1943. Якобы это произошло после того, как Сталин во время доклада о строительстве поставил на схему стакан с чаем. От мокрой посуды остался темный круг. Так появилась Кольцевая, которую на схемах всегда обозначают коричневым цветом.
 
Мозаика на станции «Но­вокузнецкая» (открыта в 1943 году) — панно «Парад физкультурников» — изначально была придумана для «Павелецкой». Ее изготовил в блокадном Ленинграде художник Владимир Фролов. Работу вывезли по Дороге жизни, а сам мастер умер в блокаде.
 
Не работал метрополитен в своей истории только один день. 15 октября 1941 года Каганович приказал уничтожить подземку: Москве угрожали нем­цы. С утра 16 октября она не работала, ее минировали, а в 18:05 от Сталина пришел приказ восстановить движение. Пришлось все заново разминировать.
 
Столичный метрополитен от А до Я  фото
1934. Именно этих людей можно назвать первопроходцами Московского метрополитена. Члены бригады строителей 1‑й очереди подземки. Автор фото неизвестен
 
14,5
километра — средняя дальность поездки одного пассажира. В среднем москвич проводит под землей 35 минут в день. В часы пик поезда ходят с интервалом в 90 секунд.

Остановки в поездах объявляет то женский, то мужской голос. На Кольцевой при движении по часовой стрелке говорит мужчина, в противоположном — женский. На радиальных ветках в сторону центра станции объявляет мужчина, в обратную — женщина. Это правило ввели в 1984 году по просьбе Всероссийского общества слепых.
 
Почему метро не открыли 1 мая? Ведь сдачу значимых объектов приурочивали к большим праздникам. Дитмар Нойтатц, немецкий историк, защитивший докторскую на тему московского метро, объясняет: «В начале апреля 1935 года Сталин предпринял пробную поездку. Посреди тоннеля поезд остановился, вероятно, из‑за неисправности тормозов. Когда два часа спустя Сталин смог выбраться, он прошествовал к автомобилю мимо инженеров и членов правительства, не проронив ни слова. После никто не торопил комиссию по приемке».
 
Рифмовать описание будней метро­строевцев пытались многие, от Демьяна Бедного до Лебедева-Кумача. Вот вам Маяковский:
 
…Через год
Без всякой тени прите в метрополитене.
Под Москвой товарищ крот на аршин разинул рот…
У трамвайных у воришек в морде радости излишек.
Времена пойдут не те, поворуем в темноте.
 
Скульптур из бронзы на «Площади Революции» Арбатско-Покровской линии — 76. Для фигуры матроса скульп­тору Матвею Манизеру позировал молодой моряк Олимпий Рудаков. Потом он воевал на флоте, был осужден, попал в штрафбат, сумел отличиться. В 1953 году привел в Портсмут крейсер «Свердлов» для участия в коронации Елизаветы II и даже танцевал с ней.
 
«Тропарево» — единст­венная станция, чье название на стенах написано с «ё». «Филевский парк», «Семеновская», «Воробьевы горы», «Теплый Стан», «Щелковская», «Савеловская», «Новые Черемушки» и «Молодежная» такой чести не удостоились.
 
Убежищем от бомб метро было с первых дней войны. Но лишь 21 сентября Моссовет разработал правила. Не пускали туда лиц с громоздкими вещами, пьяных и «в неопрятном состоянии». На платформах и в вагонах могли находиться дети до 12 лет и женщины с деть­ми до двух лет, остальные — в тоннелях. За время бомбежек в метро родились 217 младенцев.
 
«Физтех» — эта станция появилась на схемах метро в поездах в 1996 году. Она стояла после «Алтуфьево». Это была первоапрельская шутка студентов МФТИ из Долгопрудного (ближайшее метро — «Алтуфьево»). Будущие физики заказали стикеры с надписью «Физтех» и налепили их на схемы.
 
Художественная самодеятельность. «Ударник Метростроя» от 20 июня 1934 года: «Среди 205 участников тура оказалось 60 певцов. Токарь Васильев исполнил арию из оперы «Дон Джованни» Моцарта, слесарь Шалыкин — арию из оперы «Князь Игорь» Бородина… Слесарь Лизаковский проявил необходимые на строительстве талант импровизации и умение выдерживать рекордный темп: незадолго до выступления у него украли самодельную скрипку, он за два дня смастерил новую».
 
Цена проезда менялась много раз. Если не учитывать деноминации и инфляцию, дешевле всего было ездить с 1 января 1961 года по 2 апреля 1991 года (5 копеек). Дороже всего — с 11 июня 1997 г. по 1 января 1998 г. (2000 рублей).
 
Чехи переименовали станцию «Московская» в пражском метро в 1990 году. В Москве «Пражскую» открыли в 1985-м. Одновременно в Праге построили Moskevsk. Возводили их интернациональные бригады. У нас все сохранилось «как договаривались», а чехи обманули. Сейчас та станция называется «Ангел».
 
Шахта № 29 — первый опытный тоннель. Был заложен в декабре 1931 года на Русакова, 13. Вот так писал инженер И. Е. Катцен: «Достали первых семь рабочих. Где‑то им купили полушубки и валенки, «Метроснаба» еще не было. Отправили копать. Жители смотрели, что тут делается. Какой‑то странный наклонный ход во дворе одного дома».
 
Щит проходческий. В конце 1932 г. «Метрострой» заказал в Велико­британии щит «Грейтхэд». В 1933 году он был смонтирован на площади Революции под наблюдением британцев. По­ступило распоряжение: щит разобрать и сделать описание каждой детали. В 1934-м изготовили отечественный щит. Единственная разница: британский был с пневматическим приводом, наш — с электрическим. В условиях подземной сырости он показал себя лучше.
 
Эскалаторы в начале 1930‑х производили «Отис» (Великобритания) и «Карл Флор» (Германия). Обе фирмы не раскрывали технологические секреты. «Метрострой» планировал закупить один эскалатор, изучить его и делать свои. В «Отис» разгадали замысел и назвали для одного эскалатора стоимость дюжины. А «Карл Флор» пожаловался на нечестную игру. В результате эскалаторы конструировали сами. На станции «Кировская» («Чистые пруды») эскалатор стал самым протяженным на тот момент — 60 метров.
 
Юрий Гагарин смотрит на пассажиров «Добрынинской» с мозаичного панно «Парад советских спортсменов»: физкультурники несут его портрет. Но станция открыта 1 января 1950 года, когда Юре было 15. Оказалось, что сначала спортсмены несли портрет Сталина, но вождя народов убрали в хрущевскую оттепель.
 
«Я шагаю по Москве» снят с ошибкой в финале. На станции «Университет» герои садятся в поезда, идущие в разных направлениях. Но она тогда была конечной, и в кадр даже попала надпись с одной стороны платформы «Посадки нет».

 

Читайте также

Фильтр