Столица, комфортная для каждого

Татьяна Полякова
заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы

Москва меняется. И не только внешне. Перестраивается городская инфраструктура. На наших улицах, в кафе и поликлиниках стали появляться люди на инвалидных колясках. Не потому, что их вдруг стало много. Нет, число людей с инвалидностью более-менее стабильно.

Просто у людей появилась возможность физически выбираться из квартир — в подъездах, поликлиниках, переходах появились пандусы. Пока, к сожалению, не повсеместно. Но 3 тысячи подъемных платформ в подъездах — серьезная цифра. В этом году установят еще 112. Всего в Департаменте капитального ремонта города Москвы изучается возможность установки около тысячи таких платформ — столько человек отправило заявки на установку подъемников.
Барьер закона и совести. К сожалению, установить такую платформу не всегда возможно, даже при условии, если город адресно выделяет средства. Иногда нет технической возможности. А иногда в дело вмешивается простой человеческий фактор — такую платформу можно установить при согласии не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Бывает, что соседи выступают категорически против. Им кажется, что это создаст неудобства. Или «появится возможность доступа в подъезд посторонних». Заботясь о сохранности своих колясок-велосипедов, такие соседи не задумываются о хрупкости человеческой жизни и здоровья, что не ровен час, в роли заявителя на установку такой платформы может оказаться и тот, кто вчера был заядлым спортсменом-марафонцем.
«Такая проблема существует, согласие собственников требует действующий Жилищный кодекс, — отмечает заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Татьяна Полякова. — В Государственной Думе ведется работа по отмене этой нормы, надеюсь, что Дума нового созыва решит этот вопрос положительно. И пока это только вопрос компромисса между собственниками жилья, чаще всего людей удается уговорить».
Общедоступная среда. Безусловно, основное бремя по обеспечению общедоступной среды лежит на городе. Но и личная инициатива очень важна. Поэтому в Москве с 2009 года проходит конкурс «Город для всех».
В нем принимают участие торговые и социальные объекты всех форм собственности — от аптек и медцентров до театров и рынков. И эта инициатива «с мест» очень важна. Ведь участник конкурса, претендующий на звание «Объект безбарьерной среды» в конечном счете думает о рядовом потребителе — и не важно, забежал ли человек в пекарню за свежим багетом или заехал на инвалидной коляске.

1,051 млрд рублей 
выделено в 2016 году из бюджета Москвы на обустройство безбарьерной среды

Безбарьерная среда обеспечивает равный доступ к объектам социальной, образовательной и медицинской инфраструктуры вне зависимости от состояния здоровья человека и его мобильности. Сейчас участники конкурса «Город для всех» прошли первый отборочный этап и вышли на городской уровень. О самых интересных участниках газета «Мой район» расскажет в ближайшее время.
«В городе работает Координационный совет при мэре Москвы, в него входят представители всех департаментов. Здесь решаются по большей части координирующие вопросы в масштабах города. Это часть системы исполнительной власти города, — отмечает Татьяна Полякова. — А есть Общественная инспекция по делам инвалидов в городе Москве. Инс­пекция по большей части состоит из инвалидов. Это люди-практики. От инспекции мы получаем конкретные советы по проблемным адресам, предложения по улучшению, адаптации общественных мест. Экс­перты из совета ездили в Берлин, обменивались опытом с аналогичными организациями, проходили обучение по европейским стандартам. Инспекция тесно сотрудничает с МАРХИ. Эти люди знают практические потребности инвалидов, технические и финансовые возможности города».
Преграда разрушена. Городские достижения последних лет, направленные на создание безбарьерной среды:
6 413 автобусов, 1 522 троллейбуса и 152 трамвая полностью адаптированы для пожилых людей, инвалидов и других маломобильных категорий граждан. В их салонах низкий уровень пола, есть места для крепления инвалидных колясок. Они оснащены маршрутными указателями с увеличенным шрифтом, бегущей строкой в салоне с указанием остановочных пунктов. Таким образом модернизировано 74 % от всего автопарка «Мосгортранса». По итогам 2016 года этот показатель должен достигнуть 85 %.

1 млн 
200 тысяч человек
столько людей с диагнозом инвалидность живет в Москве

За смену Единая диспетчерская служба «Социального такси» принимает и обрабатывает более 1000 поступающих звонков. В будни выполняется более 600 поездок в день. В выходные более 250 поездок в день. С 2010 по 2015 годы служба «Социальное такси» перевезла около 2,5 миллионов москвичей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе 795 000 инвалидов-колясочников.
В метро функционирует служба «Центр обеспечения мобильности пассажиров». Её сотрудники помогают маломобильным пассажирам безопасно передвигаться в вестибюлях, в лифтах, по лестницам, эскалаторам и платформам станций метрополитена.
373 лестничных марша подземки оборудованы пандусами, 113 станций оборудованы контрастными полосами на крайних ступенях лестничных маршей, на 21 перехватывающей парковке ГУП «Московский метрополитен» для маломобильных категорий граждан оборудовано 500 машиномест.
К 2025-му планируется полностью обеспечить дорожную доступность для маломобильных граждан.
Создана система мониторинга доступности экс­курсионных маршрутов и объектов туристской инфраструктуры для лиц с ограничениями жизнедеятельности. Система содержит карту города с указанием офисных зданий, объектов культуры, досуга, здравоохранения, спорта, образования и других, а также предоставляет сведения о доступности зданий и организаций для людей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурс с помощью пиктограмм информирует лиц с ограничениями жизнедеятельности и других граждан о степени доступности объектов и туристических маршрутов. Посмотреть схему можно на сайте www.mobidat.ru
В городе работает государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012‑2018 годы» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 420‑ПП).
Поделиться