Сырое искусство

«К нам приходят посмотреть, как рисуют психи», — говорит Владимир Абакумов, директор Музея творчества аутсайдеров, что на Измайловском бульваре, 30.

Абакумов 17 лет собирает картины, графические рисунки и скульптуры, созданные душевнобольными, алкоголиками, бездомными и другими далекими от искусства людьми. Его музей — единственный подобный в России, но эта экспозиция известна на западе больше, чем на родине.

Тоже творим. «Несправедливо, что арт-брют [сырое искусство] или творчество аутсайдеров приписывают исключительно сумасшедшим», — говорит Абакумов. Художником-аутсайдером может стать любой творящий человек, если его работы самобытны и свободны от штампов.

 



Сырое искусство  фото





Сырое искусство  фото



Работы Александра Лобанова (1930-2003), который провел последние 50 лет своей жизни в психбольнице под Ярославлем.

Абакумов начал коллекционировать арт-брют в 1989 году после выставки работ душевнобольных «Мы тоже творим». Первые картины доставал через врачей психбольниц, родственников пациентов этих клиник и знакомых по всей стране.

«Люди или сами рисовали, или проходили арт-терапию в больницах, рисунки их обычно выбрасывали. Кроме меня никто их творчеством не интересовался», — говорит Абакумов.

Позже, посетив в Швейцарии музей Жана Дебюффе, основателя направления арт-брют, Абакумов узнал, что это востребованное искусство — картины и скульптуры людей с психическими расстройствами стоят десятки тысяч долларов, а соответствующие выставки проходят по всему миру.

«Меня поразила коллекция Дебюффе, и я задался целью создать подобное в России», — говорит он.

Авторы. Музей в Восточном Измайлово удалось открыть в середине 1990-х. «Помещение на первом этаже дома отдали [в аренду] по бросовой цене, магазин, бывший там раньше, разорился, и оно пустовало», — говорит Абакумов.

Как только музей начал работать, стали приходить местные авторы. По словам Абакумова, не все картины, что приносили жители района, были стоящими. Он отметил только двоих — Евгению Хомченко и Игоря Осипова.

«Осипов живет по соседству, раньше он работал электриком, сильно выпивал, начинал как истинный аутсайдер, — рассказывает Абакумов. — Теперь его картины выставляются на западе, он стал популярен и все свое свободное время посвящает творчеству».

У Евгении Хомченко был диагноз шизофрении и неоконченное иконописное училище за плечами. «Она жила на 15-й Парковой, сейчас ее судьба, как и многих авторов, мне неизвестна», — продолжает он.

Рисуем зубной пастой. Выставки творчества аутсайдеров во всем мире обязательно проходят в помещениях с черными стенами и замазанными краской или плотно зашторенными окнами. А работы авторов могут быть выполнены не только фломастерами, шариковыми ручками, цветными карандашами, но и шлаком, цементом, песком, лаком для волос или зубной пастой.

Абакумов говорит, что не торгует картинами — ждет, пока в России сформируется спрос на такое искусство. Увидеть его коллекцию приезжают ценители из Европы, Америки, Австралии и Японии.

«Во всех зарубежных каталогах и справочниках по искусству вместе с Эрмитажем, Третьяковкой и музеями Кремля наш музей представляет Россию, только она об этом не знает», — говорит Абакумов.

Музей работает только по выходным. Вход бесплатный.

Увидеть часть картин:  www.museum.ru/outsider

Истоки жанра Первым собирать работы аутсайдеров начал французский художник Жан Дебюффе в 1940-х годах. Он же придумал критерии отбора работ аутсайдеров — отчужденность автора от мировой культуры и неожиданный выплеск эмоций в творчестве. В мире 400 собраний работ «странных» художников.

Читайте также

Фильтр