Так менялось Метро в ХХI веке

Привычная столичная подземка превращается в транспорт будущего. Новости метрополитена давно стали ежедневной хроникой. Пущен новый состав, введена новая услуга для пассажиров. Появилась еще одна станция (кстати, через месяц должна открыться станция «Котельники»). В свой юбилей подземка невероятно щедра на подарки пассажирам. Нам, впрочем, кажется, что она всегда такой и была, — настолько быстро привыкаешь к хорошему. Мы предлагаем оглянуться на пятнадцать лет назад и посмотреть, как именно развивалось метро в этом веке. И как будет развиваться дальше.
 
Бесплатный интернет. В 2013 году в столичном метро появился бесплатный Wi-Fi. Первая зона беспроводного интернета охватывала Кольцевую, Сокольническую и Калининскую линии. Со 2 декабря 2014 года доступом в интернет оснащены все 12 линий. Количество вагонов, имеющих точки доступа, превышает 5 тысяч. Скорость передачи данных — более 100 Мбит/с.
 
Автоматы с водой. Жарким летом 2014 года в вестибюлях 13 станций установили аппараты для раздачи питьевой воды. Только за первую неделю новой услугой воспользовались более 60 тысяч пассажиров метро.
 
Помощь маломобильным. В октябре 2013 года при Московском метрополитене был организован Центр обеспечения помощи маломобильным гражданам в перемещении на станциях метрополитена. Люди преклонных лет, инвалиды, мамы с детьми, многодетные родители, беременные женщины могут заказать по телефону 8 (495) 622‑73‑41 сопровождающих, которые помогут передвигаться по эскалаторам и переходам, поднесут багаж, выберут оптимальный маршрут. Постоянное дежурство инспекторы Центра несут на наиболее оживленных станциях. Узнать их можно по ярко-желтым жилетам с контрастной отделкой красного цвета.
 
«Сквозные» составы. В январе 2015‑го по «серой» ветке начал курсировать первый поезд со сквозным проходом между вагонами. Разработан состав мытищинским заводом «Метровагонмаш». В поезде — восемь вагонов вместимостью до 330 пассажиров каждый (на 15 процентов выше обычной), в среднем «сквозной» состав сможет перевозить на 200 пассажиров больше.
 
«Умные» видеокамеры. В феврале 2015‑го на «Новокосино» прошло тестирование интеллектуальной системы видеонаблюдения (ИСВН). При возникновении угрозы для жизни людей (например, падении человека на пути, появлении посторонних в тоннеле и других опасных зонах и т.д.) система подаст сигнал персоналу, а при необходимости остановит движение и снимет напряжение с контактного рельса. Еще одно нововведение — установка биометрических камер: они будут «вылавливать» в общем людском потоке подозрительные лица (в том числе карманников, хулиганов, пьяных) и «зайцев». Все данные с камер будут поступать в ситуационный центр метрополитена, а также в ФСБ, МВД, МЧС.
 
Скоростной режим — до 80  км/час. Начиная с этого года скорость движения по Кольцевой линии увеличена с 60 до 80 км/час, а на участке «Планерная» — «Сходненская» — до 75 км/час. В среднем же скорость метропоездов на всех участках выросла на 5—20 км/час.
 
Коврики против микробов. По окончании ремонта на выходах 67 реконструируемых станций появятся коврики с частицами наносеребра и наномеди, которые имеют сильные антибактериальные свойства и станут защитой от проникновения микробов, бактерий и вирусов.
 
Интерактивные табло. В новых поездах метро наряду с обычными схемами разместят и интерактивные табло. С их помощью пассажиры смогут рассчитать время в пути и оптимальный маршрут. Также в течение 2015—2016 годов на всех станциях метро появятся электронные табло с обратным отсчетом времени до приезда поезда.
 
Информационные стойки. Узнать о стоимости проезда и видах проездных билетов, ознакомиться с правилами провоза багажа, получить информацию о достопримечательностях, расположенных вблизи станций, можно будет на информационных стойках, которые устанавливаются на станциях «ВДНХ», «Щелковская», «Курская», «Павелецкая», «Третьяковская», «Площадь Революции», «Арбатская», «Парк культуры», «Киевская», «Пушкинская», «Белорусская» и «Краснопресненская». Первая стойка «Живое общение» заработала на «Комсомольской».
 
Оплата кредиткой. В конце года оплатить проезд можно будет кредиткой. В марте этого года соответствующий эксперимент проводился на станции «Ленинский проспект». Его результаты считаются удачными. Тем временем Банк Москвы и Мосгортранс запустили приложение «Мой проездной» для смартфонов, работающих на Android. С его помощью можно без очередей и комиссии пополнять счет карты «Тройка».
 
Поезда на автопилоте. В ближайшее время на Калининской, Серпуховско-Тимирязевской и Кольцевой линиях появятся поезда на автопилоте. Такие составы могут двигаться в автоматическом режиме, останавливаясь на станции с точностью до 30 см. Машинист лишь контролирует безопасность посадки. Переключение в ручной режим производится только в случае сбоев.
 
Универсальные банкоматы. Ожидается, что на смену обычным банкоматам в метро придут новые. С их помощью можно будет пополнить карту «Тройка», оплатить парковку и штрафы ГИБДД, услуги ЖКХ, интернет, ТВ, купить авиа- и железнодорожные билеты. Планируется установить 223 аппарата.
 
Почтовые терминалы. К концу 2016 года на всех станциях появятся автоматы для приема посылок. Получить посылку можно будет в любое время, без перерывов и выходных, — достаточно ввести на экране терминала код, пришедший в виде SMS или электронного письма. Одно ограничение — посылка не должна весить больше 15  кг.
 

Хроника подземных открытий. От «Аннино» до «Тропарёво» 

2001 год
 
12 декабря открыта станция «Аннино» на Серпуховско-Тимирязевской линии.
 
2002 год
 
14 декабря открыта станция «Воробьевы горы». Ее реконструкция продолжалась 19 лет.
 
26 декабря после открытия станции «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевская линия стала самой протяженной в мире линией метро, целиком проходящей под землей. Расстояние между конечными станциями — 41,2 км.
 
2003 год
 
6 мая открыта самая глубокая в Москве станция, «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Глубина заложения до уровня головки рельса — 84 м.
 
27 декабря открыто движение по пусковому участку Бутовской линии легкого метро от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Бунинская Аллея».
 
2004 год
 
1 июля вновь открыт объединенный вестибюль станций метро «Театральная» и «Площадь Революции».
2005 год
 
10 сентября открыто движение до станции «Деловой Центр».
2006 год
 
30 августа открыта станция «Международная» Филевской линии. Длина нового перегона — 379 м.
 
26 декабря по Арбатско-Покровской линии отправился в путь первый состав модели 81‑740/741 «Русич».
 
2007 год
 
30 августа открыта «Трубная» Люблинской линии.
 
29 декабря открыта станция «Сретенский бульвар».
 
2008 год
 
7 января открыта станция «Строгино» Арбатско-Покровской линии — 175‑я станция московского метро. Одновременно открыты участок «Парк Победы» — «Строгино» со строящейся станцией «Славянский бульвар» и станция «Кунцевская» с пересадкой на Филевскую линию. Участок «Кунцевская» — «Крылатское» с промежуточной станцией «Молодежная» вошел в состав Арбатско-Покровской линии; ранее этот участок принадлежал Филевской линии. Длина введенного в эксплуатацию участка составила 11,54 км.
 
13 января открыт переход между станциями «Чистые пруды» и «Сретенский бульвар».
 
7 сентября открыта станция «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии.
 
2009 год
 
26 декабря открыт участок «Строгино» — «Митино», в том числе станции «Мякинино», «Волоколамская», «Митино».
 
2010 год
 
19 июня открыт участок «Трубная» — «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии, а в его составе — станции «Достоевская» и «Марьина Роща».
 
2011 год
 
2 декабря открыт участок «Марьино» — «Зябликово» Люблинско-Дмитровской линии. В составе участка протяженностью 4,5 км открыты «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово».
 
2012 год
 
12 апреля — начало эксплуатации вагонов типа 81‑760/761 «Ока».
 
30 августа открыта станция «Новокосино» Калининско-Солнцевской линии.
 
24 декабря — появилась станция «Алма-Атинская» (Замоскворецкая линия) и северный вестибюль станции «Марьина роща».
 
28 декабря — открыта станция «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии.
 
2013 год
 
9 ноября открыты станции «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».
 
2014 год
 
31 января открыты новая станция «Деловой центр» и один из путей перегона «Деловой центр» — «Парк Победы». 
 
27 февраля открылись станции «Лесопарковая» и «Битцевский парк».
 
27 августа открыта станция «Спартак».
 
8 декабря — открылась станция «Тропарёво».

Читайте также

Фильтр