Так сколько же нужно игрушек

У шестилетнего Руслана Исмаилова около сотни небольших машинок, 16 паровозиков, робот, пять наборов «Lego». На покупку этих игрушек было потрачено около 80 тысяч рублей. А в семье Алины Контаревой игрушки четверых детей помещаются в небольшую коробку и стоят в совокупности около 20 тысяч рублей, то есть пять тысяч на одного ребенка. Алина намеренно ограничила количество игрушек, чтобы не поощрять потребительского отношения к жизни.
 
«Ребенку нужны игрушки, но дело не в их количестве, а в выборе и качестве», — считает Катерина Мурашова, семейный психолог.
 

Психолог: Ребенку нужны игрушки. Но дело не в их количестве, а в выборе и качестве

МНОГО ИЛИ МАЛО. Алина Контарева, президент Центра помощи многодетным семьям «МногоМама», не покупает детям лишних игрушек. «Все хорошо в меру. Покупаю только то, во что будут долго играть. Не держим лишнего, чтобы оставался вкус к жизни. И чтобы ребенок не превращался в потребителя».
 
В семье Исмаиловых считают, что много игрушек не бывает. Каждые выходные папа покупает Русику игрушки на сумму рублей в пятьсот. Раз в месяц к ним приходят гости, которые тоже дарят что‑то мальчику. Мама Русика покупает игрушки довольно редко — раз в сезон. На день рождения и Новый год Русик получает подарки подороже.
 
Он играет с ними каждый день. Если к игрушке интерес пропадает, ее убирают, а спустя некоторое время достают снова. Можно было бы обойтись и меньшим количеством, считает Людмила Исмаилова, мама Русика. Но ничего плохого в том, что их столько, она не видит.
 

«Сделать игрушку привлекательной, любимой может эмоциональное обращение с ней взрослого. Если он включает игрушку в общую игру, изображает удивление и умиление от игрушки, то и ребенок заражается этими эмоциями. И наделяет игрушки теми качествами, которые в ней подметил взрослый», — Анастасия Нисская, научный сотрудник группы «Исследования современного детства» Института образования Высшей школы экономики

«Сколько игрушек должно быть у ребенка, его родители решают сами», — замечает Анастасия Нисская, научный сотрудник группы «Исследования современного детства» Института образования Высшей школы экономики. «Нет однозначного ответа, какое количество игрушек оптимально или желательно. Иногда перенасыщение игрушками приводит к переутомлению нервной системы от звуков, размеров, цветов», — замечает Нисская. Большое количество игрушек может провоцировать продолжать игру тогда, когда необходимо заняться чем‑то другим.
 
Если ребенок растет без покупных игрушек, родители должны думать о том, каким образом он развивает необходимые навыки. «Тогда нужно изготовить все развивающие материалы самостоятельно. Это возможно, но трудно. Я не видела ни одной игротеки ребенка, в которой бы не присутствовали игрушки», — говорит Антонина Цицулина, президент ассоциации предприятий индустрии детских товаров.
 
Так сколько же нужно игрушек  фото
Изобилие. Руслан Исмаилов играет каждый день. Большая часть игрушек подарена папой. Русик помнит каждую, и если какую-то из них убирают, спрашивает, где она
 
ПОЛЬЗА. «Игрушки нужны ребенку для развлечения и развития. Делать перекос только в сторону полезных игрушек не стоит, потому что они должны выполнять обе эти функции», — считает Анастасия Нисская.
 
При выборе игрушек родитель должен учитывать, соответствуют ли они ребенку по возрасту и сочетаются ли с уже имеющимися. «Если покупаем домик, должны быть те, кто в этом домике сможет жить, например, куклы. Если грузовик — должно быть то, что мы собираемся перевозить: кубики, куклы, какие‑то звери», — приводит примеры Катерина Мурашова, семейный психолог.
 
В семье Контаревых ситуаций, когда кому‑то покупают игрушку сразу после просьбы «Купи!», не бывает. «Я делаю покупку, если услышу от ребенка, что игрушка нужна, хотя бы десять раз на протяжении какого‑то времени — недели или месяца. Мы учим детей ценить вещи и понимать, что они просто так не достаются», — говорит Алина.
 
«Ребенок должен четко понимать, за что и когда он может получить игрушку, — объясняет Анастасия Нисская из Института образования ВШЭ. — Возможно, она будет сюрпризом или наградой за какие‑то успехи». «Главное, чтобы эти требования были понятны ребенку. И чтобы они были стабильными, не менялись», — говорит Нисская.

Читайте также

Фильтр