Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества

Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Модератор 
Ярослав ГАЗИН 
бренд-стратег и директор 
АМК «PRAGMACOM»
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Даниил ШУЛЕЙКО 
директор по маркетингу 
«Яндекс.Такси»
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Владимир ВАСИЛЬЕВ
директор по связям 
с общественностью «Сити-Мобил»
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Норайр БЛУДЯН
член Общественного совета, 
Департамент транспорта
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Богдан КОНОШЕНКО
генеральный директор
«Формулы такси»
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Петр ШКУМАТОВ
координатор движения 
«Синие ведерки»
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Николай КОЗЫРЕВ
генеральный директор
«Клуба таксистов»
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Дмитрий КИНДРЯ
финансовый директор
Мостакси
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Сергей ПРОХОРОВ
генеральный директор
Today Delivery
 
Таксисты: от интеллектуалов до абсолютного убожества  фото
Забехулло ШАФЕЪЗОДА
водитель такси
 

Сегодня это не просто автомобили с шашечками, это, по сути, сложнейшая платформа, соединяющая высокие технологии и опыт десятилетий в сфере пассажирского транспорта.

 
Современное такси меняется прямо на глазах, оно находится на сложном этапе — прощупывает всякие дополнительные возможности: от доставки суши из ресторанов до обслуживания коммерческих фирм в качестве персональных машин. Люди этого бизнеса постоянно заняты поиском ответа на вопрос, как занять еще больше места в жизни обычных москвичей. Впрочем, слово самим участникам процесса.  
 
Портрет таксиста. Разговор начался с того, как сильно изменился образ среднестатистического водителя.
 
«Недавно пользовался услугами такси. Приятно удивил водитель, кавказец пенсионного возраста — начитанный, интеллигентный. Лекцию прочитал — затронул и лингвистику, и филологию, — поделился впечатлением модератор Ярослав Газин. — Действительно ли произошел такой сдвиг в культурном уровне таксистов?»
 
Николай Козырев рубанул с плеча, сообщив, что это заблуждение: «Есть такие водители, они приезжают на вызов, условно на улицу академика Анохина. Пока ждут, открывают википедию и читают, чем академик прославился. Другой читает историю Москвы, чтобы было о чем поговорить в дороге. Хитрость и расчет».
 
С этим не согласился Богдан Коношенко, рассказав, что в его компании четверть таксистов с высшим образованием, есть два члена Союза художников, доктор наук и бывший директор разорившейся IT-компании.
 
Петр Шкуматов, в виде эксперимента отработавший месяц таксистом, отметил, что есть две разновидности водителей: «временщики», потерявшие работу и занимающиеся извозом в ожидании «нормальной работы», и вахтовики из соседних областей.
 
«Текучка колоссальная. В Петербурге одна компания провела обследование водителей — 20 процентов оказались наркоманами, — рассказывает Шкуматов. — Состав водителей сильно варьируется. От того, кто расскажет биографию академика, до абсолютного убожества, который ночует в своем автомобиле и в его машине пахнет носками».
 
В итоге участники дискуссии сошлись на том, что культура все же растет. На это влияет как отчаянная конкуренция, так и система баллов, выставляемых сервисами вроде «Яндекс.Такси» за качество обслуживания пассажиров.
 
Каков реальный доход? Людей, приходящих в такси, интересует заработок. Его, взяв в руки калькулятор, подсчитал Даниил Шулейко из «Яндекс.Такси»:
 
«Водитель за день наезжает 12 часов. Это 12-15 заказов. Продолжительность смены важна, но и частота заказов тоже — если без остановки, то это человека выматывает. Средний заказ 560‑580 рублей. Примерно 8400 за смену. 1300 за бензин. 2000 аренда. Остается 5100. Умножаем на 22 рабочих дня. 110 тысяч. Вычтем наши 20 процентов за заказ. 90 тысяч — это мало? У некоторых получается зарабатывать больше ста тысяч».
 
Богдан Коношенко отметил, что все‑таки больше ста тысяч зарабатывают немногие, а средняя зар­плата таксиста — около 45‑50 тысяч. Эту же цифру подтвердил и единственный присутствовавший на круглом столе таксист Забехулло Шафеъзода, отметив, что его доход стартует от 50 тысяч в месяц. Правда, у него своя машина, он не платит за аренду и редко работает по 12 часов.
 
«Мнение о маленьких зарплатах — миф, — заявил Дмитрий Киндря. — Для малоквалифицированного труда, каким и является труд таксиста, у нас хорошие заработки. Сто тысяч плюс 10‑15 тысяч чаевых. Эти деньги человек получает за сервис и за то, что не втягивает пассажира в дискуссии. Есть стимул расти».
 
«Такси стало настоящим общественным транспортом, доступным для большинства, — отметил Богдан Коношенко. — Власти города стали обращать внимание на такси. Ведут с нами диалог. Есть возможность получения субсидий. Появляются бесплатные стоянки в центре. Такси стало лицом города. За него сегодня точно не стыдно».
 
Что изменится. Рынок ждут перемены. «К чемпионату мира 2018 года мы будем работать по европейским стандартам, — заверил Владимир Васильев. — Иностранные гости не увидят разницы между нашим такси и зарубежным. Но для этого нужна государственная поддержка».
 
Норайр Блудян посетовал, что пока «нельзя на уровне города создать единую категорию требований. Нет стандарта водителя, что он должен знать, какими качествами обладать. Его нужно разрабатывать».
 
В «Яндекс.Такси» массово закупают детские кресла — в планах оснастить ими каждый автомобиль. Зимой будут перевозить лыжи и сноу­борды, летом возили велосипеды, задумываются об открытии «Зоотакси». «City Mobil» осваивает рынок курьерских перевозок — чтобы сократить простои, когда нет пассажиров. Правда, Богдан Коношенко предрекает, что конкуренты от затеи откажутся, в его компании уже пробовали заниматься  подобным, но «едва не стали наркокурьерами». Участники дискуссии сошлись во мнении, что курьерские перевозки нужно развивать в области доставки заказов из интернет-магазинов или кафе.
 
Думают владельцы компаний и о самих таксистах. В «Яндекс. Такси» сокращают расходы водителей — договорились с «МегаФоном» о льготных тарифах, ведут переговоры с крупной сетью кафе о спецценах на обеды, обсуждают возможность скидок на заправках и мойках.
 
Многие  вводят обязательный медосмотр. По мнению Коношенко, это надо закрепить законодательно. 
 
Изменится в лучшую сторону и без того неплохой автопарк. «В «Uber» на своих машинах работают люди, лишившиеся работы в кризис. И это часто очень хорошие машины, — отмечает один из участ­ников. — «Ситроен С6» не попадает под тариф представительского класса «black». А это, на минуточку, автомобиль президента Саркози. И он меня вез с тарифом «99 рублей подача».
 
«Нашей компании 10 лет, когда мы пришли, тут были сплошь «Волги» и «Жигули», — подтверждает Коношенко. — И «Логан», да еще и с кондиционером, был успехом. А сейчас «Логан» не всякие диспетчерские принимают, считая его автомобилем низкого уровня. Думаем обновлять парк — на «Ниссаны» и «Шкоды». «Логан», наверное, не возьмем.
 
Подытожил этот разговор Сергей Прохоров. По его мнению, таксисты станут городскими помощниками, освобождающими жителей мегаполиса от рутинных энергозатратных дел. А доставка силами таксистов — абсолютный тренд будущего.
 
Редакция газеты благодарит «Гильдию издателей периодической печати»
за помощь в подготовке круглого стола
 

Водители читают «Мойдодыра»

Основная претензия к «Яндекс.Такси» была в том, что их водители не владеют русским. В компании нашли технологичный выход, ввели экзамены, будущие водители читают детское стихотворение и описывают сюжет из мультика. Голос записывают на планшет, если спецпрограмме удастся распознать слова, то человека принимают на работу.
 

Не конкурент такси, но и не своя машина

Пришел на встречу и представитель каршеринговой компании Anytime Сергей Блок. Компания предоставляет машины в краткосрочную аренду. За что их прозвали «убийцами такси».
 
«Мы не выживаем таксистов, мы взаимодействуем, —  отмечает Блок. — У нас поминутная аренда машин без водителя. Машины разбросаны по городу, любой зарегистрировавшийся в системе (для этого надо приехать в офис и заключить договор) при помощи мобильного приложения может арендовать авто, доехать до работы-учебы и оставить в любом удобном месте. Это промежуточное звено между личным авто и общественным транспортом.
 
Тарификация — 6 рублей в минуту. Определенных станций, где человек обязан запарковаться, нет. Ограничений по пробегу нет. Зона использования — Москва плюс 200 километров от МКАД. Средняя продолжительность поездки — 25 минут. В мире движение «каршеринг экономии» идет под девизом: пользуйся машиной только тогда, когда она тебе действительно нужна. Каршеринг не решит радикально проблему пробок, но частично разгрузит город». 

 

Читайте также

Фильтр