Театры в библиотеках. Библиотека как театр

    Фото: Библиотеке СТД

    Рассказываем о новых форматах работы с читателями

    Творческие вечера, лекции и выставки-экспозиции, приуроченные к юбилею того или иного литератора или произведения, давно уже превратились в стандарт­ный набор «работы с читателем» любой российской библиотеки. Но сегодня они ищут новые форматы, буквально расширяя пространство своих читальных залов и выходя за рамки книжных каталогов. Единственное, что в таких экспериментах остается незыблемым,  это золотое правило «Тишина должна быть в библиотеке». Хотя в отдельных случаях оно довольно условно…

    Ночь втроем с библиотекой

    «Нужны новые формы. Новые формы нужны», – говорит в чеховской «Чайке» Константин Треплев. И где же, как не в театральной библиотеке, эти формы искать – вполне логично, что «застрельщиком» таких экспериментов стала Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей на Страстном бульваре (далее – просто Библиотека СТД). Здесь еще в 1994 году режиссер и хореограф Александр Пепеляев поставил «необалет», или, говоря уже в терминах наших дней, танцперформанс, «Время идет» по стихам на каталожных карточках поэта-концептуалиста Льва Рубин­штейна. В спектакле были задействованы и каталожные шкафы библиотеки.

    Следующей попыткой впустить театр в пространство библиотеки стал проект «Публичное чтение» Дениса Азарова по одноименной пьесе Валерия Печейкина – его подготовили специально для только набиравшей тогда обороты акции «Библионочь». Эта мистическая и забавная история о любви – она прячется в библиотеке на ночь, чтобы прочесть все о йогуртах, а он ночь напролет сканирует книги, чтобы сделать их доступными, – в итоге выливается в романтические отношения и размышление о судьбе библиотек сегодня, когда любую информацию можно получить на экране своего гаджета.

    Причем здесь помимо мужчины (Кирилл Манаков) и женщины (Яна Иртеньева) есть еще и главный третий персонаж – собственно библиотека. Спектакль прошел в залах Российской государственной библиотеки (РГБ – ранее известная как Библиотека им. Ленина), Центре восточной литературы РГБ, в Библиотеке им. Ф. М. Достоевского, Библиотеке № 166 «Диалог культур» и, конечно же, в Библиотеке СТД. По условиям спонсора, было установлено ограниченное число показов, и уже к лету 2016 года проект прекратил свое существование.

    Байопик. Биография Александра Галича рассказана в Библиотеке СТД актерами «Мастерской Брусникина»

    Судьба архива Мейерхольда

    Однако такой опыт отчасти подтолкнул уже Библиотеку СТД рассказать собственную историю – как сотрудники этой библиотеки в 30‑х годах прошлого века спасли и сохранили папки с материалами о спектаклях опального тогда режиссера Всеволода Мейерхольда. Эту работу проделали петербургский режиссер Семен Александровский и драматург Ася Волошина – жанр получившегося в итоге спектакля «Время, которое» они определили одновременно как культурный детектив и эстетический триллер, а также – «экспедиция по траекториям сознания героя».

    Герои этой аудио­постановки, или, как раньше называли такой формат, радиоспектакля, говорят голосами молодых артистов Москвы и Санкт-Петербурга, а также народных артистов России Натальи Теняковой, Николая Мартона, заслуженного артиста России Дмитрия Брусникина – памяти последнего (он скончался, когда шла работа над этим спектаклем) «Время, которое» и посвящено.
    Его можно посмотреть, точнее прослушать, и сегодня.

    Правда, у «Время, которое» два ограничения: возраст «18+» и то, что сюда нельзя прийти парой или с компанией – спектакль предназначен строго для одного зрителя. Он приходит в строго назначенный час в читальный зал Библиотеки СТД, как положено любому ее посетителю, ищет в каталоге название спектакля и по всем правилам заполняет формуляр на его получение.

    Сотрудник выдает папку с комплектом наушников и плеером с записью – ближайшие 75 минут театралу предстоит не просто прослушать историю четырех поколений, растянувшуюся от времени сталинских репрессий до наших дней, но и выполнить ряд несложных указаний. Например, выйти на пару минут в фойе библиотеки – за это время (спойлер!) на «рабочее» место зрителя выложат фотоальбом, наглядно «комментирующий» происходящие в пьесе события. При желании на снимках можно рассмотреть и создателей спектакля – например, шагающего среди прохожих на Большой Дмитровке Семена Александровского.

    «Сценка». Детский театр-студия в Библиотеке № 188 носит звание «Ведущий творческий коллектив г. Москвы»

    Байопик галича. Версия в стиле рэп

    Сегодня в Библиотеке СТД можно не только услышать голос Дмитрия Брусникина, но и увидеть работу его учеников – Мастерская Брусникина, или «брусникинцы», как уже давно называют их в театральном мире, поставили в «многострадальном» уже читальном зале музыкальный байопик о поэте, сценаристе и драматурге Александре Галиче. В основе этого спектакля, который поставили Сергей Карабань и Игорь Титов, – документальная пьеса Андрея Стадникова, в которой он реконструировал суд над Галичем в дубовом зале ЦДЛ, который устроило Московское отделение Союза писателей. Этот «процесс», в котором принимали участие писатель Валентин Катаев, драматург Алексей Арбузов, детская поэтесса Агния Барто, закончился, как известно, исключением Галича из Союза писателей. Но у зрителей, которые здесь также являются участниками заседания, есть возможность «исправить» историю и оставить Галича в СП.

    После окончания спектакля и исключительно по «решению» публики может состояться концерт – «брусникинцы» к тому же отличные певцы и музыканты, в чем, собственно, присутствующие могут убедиться уже во время «Права на отдых». К примеру, знаменитый «Отрывок из радиотелевизионного репортажа о футбольном матче между сборными командами Великобритании и Советского Союза» Галича они исполняют не как бардовскую песню, а как… современный рэп.

    От «Богатой невесты» до «Барабанщицы»

    Районные библиотеки сегодня тоже не остаются в стороне от современных трендов. Тем более Год театра в разгаре. Хотя многим гнаться за модной повесткой нет нужды – театральное дело во многих читальнях поставлено давно и не без успеха.

    Так, в Библиотеке № 188 (ул. Обручева, д. 24) уже ровно десять лет под руководством Наталии Макаровой действует детская Театр-студия «Сценка». В 2017‑м она получила звание «Ведущий творческий коллектив города Москвы». В текущем репертуаре студии – инсценировка сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и спектакль «Богатые невесты» по комедии Александра Островского.

    В Библиотеке № 193 (ул. Грина, д. 11) работает театральная студия для детей и молодежи «Лик», которой руководит заслуженная артист­ка России Инесса Рахвалова. Здесь довольно широкий репертуар: есть представления для самых маленьких «Дорожками сказок», «Колобок», спектакль о школьной жизни «Переменка», постановка о поэтах ­ГУЛАГа и пьеса «Пансион. 1905 год», действие которой разворачивается в период первой русской революции.

    Открыты библиотеки и для дебютантов. Так, уже 14 июня в Библиотеке № 4 имени Е. А. Фурцевой (Фрунзенская наб., д. 50) молодая проектная команда – Алена Русскова, Виктория Липчак, Анастасия Серга и Валерия Белозерова – представит премьеру «Барабанщицы» по рассказам выпускников студии Litband.

    «По обе стороны кулис» –

    так называется выставка, которая проходит в читальном зале Российской государственной библиотеки для слепых. Она приурочена к Году театра в России. В экспозиции – плоскопечатные издания и книги, воспроизведенные в форматах для слепых и слабовидящих, в том числе с рельефно-точечным шрифтом. Здесь также представлены театральные куклы. Выставка продлится до февраля 2020 года. Вход свободный.

    Летняя читальня

    Все лето в музее-заповеднике «Царицыно» работает летняя читальня. Среди мероприятий – интерактивная программа «Играем в театр», приуроченная к Году театра в России. В павильоне «Миловида» ее проведут Библиотека № 143 и Библиотека № 144. Ребят ждут инсценировка рассказа А. П. Чехова «Небо в алмазах», кукольные спектакли по мотивам сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Машенька и медведь» и многое другое. Начало 9 июня в 12:00. Вход свободный

    Поделиться