Технологии меняют жизнь москвичей

    Фото: Андрей КАРА

    Руководитель столичного департамента информационных технологий Артем Ермолаев ответил на вопросы читателей «МР»

    Как современные информационные технологии изменят столичное здравоохранение, образование, ЖКХ? Когда Москва станет «умным городом»? Заменит ли искусственный интеллект человека на рабочем месте? На эти и другие вопросы во время Прямой линии с читателями «МР» ответил министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев.

    Образование

    Здравствуйте. Меня зовут Елена Порман. У меня несколько вопросов. Ребенок ходит в 3 класс, оформили социальную карту учащегося, с ее помощью оплачиваем транспорт, школьный завтрак. Но, к сожалению, карта не имеет единый кошелек для всех сервисов, и родитель не может перевести средства со своей банковской карты на социальную карту учащегося.

    Да, такая ситуация существует, и мы о ней знаем. Работаем с рядом банков, чтобы на карте был единый кошелёк для всех сервисов. Полагаю, что к концу года – началу следующего вопросы будут решены.

    Спасибо, Артем Валерьевич, у меня следующий вопрос. Современные дети много времени проводят онлайн. Хочется, чтобы оно проходило с пользой. Своего ребенка я научила пользоваться ресурсом Учи.ру, можете еще какие‑то ресурсы порекомендовать?

    Правительство Москвы реализует проект «Московская электронная школа» (МЭШ). Это первый шаг к цифровому школьному образованию, цифровой школе. Возможности проекта не сводятся только к электронному дневнику и журналу, то есть дистанционному контролю успеваемости ребенка. МЭШ — это и возможность цифрового преподавания: в Библиотеке МЭШ собраны сценарии уроков, подготовленные и выложенные учителями. Есть там также и интерактивные приложения ресурса Учи.ру, адаптированные под формат проекта. Мы активно работаем и над тем, чтобы увеличить количество партнеров проекта, готовых предоставлять свой контент. Это позволит детям посредством игровой механики учиться и усваивать новый материал. Партнером МЭШ может стать, например, Нетология.

    Хочу задать вам встречный вопрос. Департамент информационных технологий работает над сервисом, который позволял бы родителю оценить профиль своего ребенка в соцсети на предмет сомнительных контактов. Это позволило бы находить среди интересов ребенка опасные группы. Вам был бы интересен такой сервис?

    Да, конечно, и не только мне, но и всем родителям. Спасибо за проекты в сфере IT, которые облегчают жизнь москвичей.

    Социальная карта

    Здравствуйте. Я пользуюсь социальной картой москвича. Будет ли увеличиваться количество услуг, которые можно получить по социальной карте?

    Социальными картами пользуется уже порядка 4,5 млн — от школьников до пенсионеров. Это почти половина жителей Москвы. Её можно применять как полис ОМС — предъявлять в поликлинике и получать услугу, как скидочную карту в ряде магазинов, как транспортную карту при оплате проезда. Мы постоянно работаем над расширением возможностей социальной карты, над увеличением числа торговых точек (сейчас их более 5 500), где можно получить скидку по ней.

    Наша цель — сделать карту доступной не только для льготников, но и для всех москвичей. Например, есть категории москвичей, претендующих на временные меры социальной поддержки — беременные женщины. За время беременности они привыкают к возможностям социальной карты и не хотели бы их лишаться по истечении льготы. Появление «Карты москвича», доступной для всех категорий населения, может решить этот вопрос.

    В перспективе мы хотим уйти от пластика, дать возможность владельцу социальной карты «завести» её в мобильный телефон и пользоваться ей с такой же лёгкостью, как и банковскими картами, через популярные приложения. В 2018 году будем тестировать такую возможность, а в 2019 году она будет реализована.

    Защита персональных данных

    Добрый день. Меня зовут Мария. Недавно у меня был день рождения, и я получила почтовую открытку с поздравлением от мэра Москвы. С одной стороны, приятно, но хотелось бы узнать, нет ли тут нарушения закона о персональных данных и как город защищает эти данные.

    Мэрия — орган государственной власти, и закон наделил нас правом и полномочиями работать с вашими персональными данными, для того чтобы иметь возможность оказывать вам услуги.

    Ваши данные могли попасть в базу, когда вы, например, воспользовались каким‑то из электронных сервисов правительства Москвы — от оплаты парковки до записи к врачу. Данные хранятся в деперсонифицированном виде, каждому человеку присваивается шифр — набор цифр и букв. Даже если произойдет хакерская атака и хранящиеся в базе данные попадут к сторонним лицам, они не смогут их использовать.

    В соответствии с законом о защите персональных данных все наши базы аттестованы и имеют высококачественные системы защиты. Задача правительства Москвы и департамента — подстроить город под удовлетворение потребностей каждого из жителей, сделать столицу более удобной для москвичей.

    Что это подразумевает? Например, возможность напомнить вам, что у вас истекает время действия автомобильных прав и для вас зарезервировано время посещения МФЦ для их продления. Или предупредить вас — в районе возможен сильный шквалистый ветер, поэтому лучше убрать машину из‑под дерева, рядом с которым она припаркована. И так далее.

    Сегодня более 700 тыс. человек в Москве ежегодно меняют место жительства. По-другому начинает выглядеть нагрузка на транспорт, поликлиники, школы, дет­ские сады. Владея информацией, мы можем адаптировать город под вас. Мэрия не коммерческая организация, нам не нужно продавать вам рекламу. Наша задача — делать полезные вещи для горожан, в том числе и поздравлять с днем рождения.

    ЖКХ

    Добрый день. Расскажите, пожалуйста, как IT-технологии будут использоваться в такой важной сфере, как ЖКХ?

    Сегодня данные счетчиков можно подавать в электронном виде. Это хорошо, но это полумера — дальнейшая задача сделать так, чтобы данные поступали в систему автоматически и человеку не нужно было бы тратить время на передачу информации.

    С 1 июня мы запустили пилотный проект «Умные счётчики», благодаря которому показатели счетчиков воды можно передавать в Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) в автоматическом режиме по Wi-Fi. Для этого жителям необходимо поменять приборы учёта на современные «умные». В проекте уже 500 квартир, мы предполагаем, что к октябрю их количество увеличится до 300 тысяч.

    Есть и более масштабные задачи: мы агрегируем большой объем данных и в перспективе должны работать на предупреждение, то есть заранее извещать о том, например, что в таком‑то доме к следующей весне потечет крыша или прохудится труба. Этот алгоритм применим не только в ЖКХ, но, например, и в образовании. Он позволит сообщить родителю заранее, что в школе может наступить эпидемия и ребенка лучше не водить в учебное заведение в такие‑то числа.

    Транспорт

    Добрый день, меня зовут Сергей. Попал в ДТП, сотрудников ДПС пришлось ждать 6 часов. Европротокол заполнять не хочу, так как оформлено КАСКО и не факт, что страховая компания его примет. Слышал, что приложение «Мобильный инспектор» сокращает временные затраты на оформление протокола. Так ли это?

    «Мобильный инспектор» — это программный комплекс, который повышает производительность труда сотрудников ГИБДД, так как позволяет сократить время на проверку водителя и автомобиля по различным базам данных. Соответственно, быстрее заполняется протокол осмотра места ДТП, и сотрудник может оперативнее выезжать на другое ДТП.

    Был в Индии и видел, как участники ДТП за несколько минут обменялись данными и разъехались. Удобно.

    Законодательство России и Индии отличается. Вы предлагаете мобильным приложением заменить сотрудника ДПС на месте аварии? Предложение интересное, его стоит обсудить с МВД.

    «Умный город — 2030»

    Здравствуйте, расскажите о проекте «Умный город — 2030».

    По поручению мэра Москвы разрабатывается программа «Умный город – 2030». Цель проекта — используя последние технологии, сделать город максимально комфортным. Время — самый ценный и невосполнимый ресурс. Город­ская инфраструктура должна быть построена таким образом, чтобы большую часть работы за человека делал искусственный интеллект. Поэтому глобальная задача — не просто работать над уменьшением пробок, а создать возможности, чтобы человеку и вовсе не приходилось много ездить.

    Если говорить об использовании современных технологий, то для нас, к примеру, блокчейн — это не просто модная история, но необходимость, которая позволит переводить услуги в электронный вид и оказывать их без участия человека. Использование smart-контрактов позволит, к примеру, в будущем отказаться от чиновников при принятии решений. Они будут не за госслужащими, а за машиной. Также диагноз пациенту будет ставить не врач, а искусственный интеллект.

    Значит ли это, что в будущем технология блокчейн приведет к сокращению числа врачей и чиновников?

    Нет. Искусственный интеллект будет способствовать принятию решений, но специалист будет обучать машину, как это делать. К примеру, посредством опроса врачей на предмет критериев установки диагноза можно научить машину думать так же, как медик.

    Высвобожденное свободное время врача можно будет направить на дообучение машин, совершенствование бизнес-процессов. Тогда медицина станет более гуманной, поскольку у врача будет больше времени на качественное общение с пациентом. За машиной окажется стандарт услуги, за человеком — эмоциональная, креативная составляющая любого процесса и не обязательно связанного с работой.
    Подготовила Алёна БУлавка.

    Поделиться