Главная › Новости › Троллейбусы в центре столицы: за и против
19 октября 2016, 12:32
Троллейбусы в центре столицы: за и против
Петр Шкуматов
Основатель и лидер общественного движения «Синие ведерки»
Максим Кац
Директор фонда «Городские проекты», муниципальный депутат района Щукино
В рамках программы «Моя улица» будет демонтировано 13 км контактной сети. Об этом решении стало известно в марте. Тогда же возникла общественная дискуссия о том, нужен ли столице троллейбус.
В редакции «Моего района» встретились общественные активисты, которые по‑разному смотрят на будущее троллейбуса, — Петр Шкуматов и Максим Кац. Доводы каждого из них в пользу своей точки зрения мы приводим ниже.
Но и Петр, и Максим сошлись в одном — принимать решение власти должны только после работы экспертов: «Они должны рассмотреть все цифры и подготовить доклад о целесообразности отказа от троллейбусной сети. В Москве же этот вопрос решается без открытого обсуждения».
Провода загораживают небо
Против троллейбуса
Сейчас исторический центр Москвы становится привлекательным для туристов. Но провода от троллейбусов загораживают виды, режут глаз и визуальную среду, загораживают небо.
За троллейбус
Контактная сеть демонстрирует, что в городе заботятся об экологии. В странах, где реализовывалась программа по очищению визуального пространства, это делалось не в ущерб функциональности. Снять троллейбус только для того, чтобы убрать провода, это нонсенс. К тому же там, где провода мешают, можно пустить троллейбус с автономным ходом. Он будет проходить эти участки с опущенными штангами, а сеть там можно убрать.
Удобство маршрутов
Против троллейбуса
В центре Москвы троллейбусам не место. Там у них неактуальные маршруты, которые были введены еще в 30‑е годы. Где‑то в центре троллейбусы идут пустые или с 1‑2 пассажирами. Сейчас у людей другая потребность в маршрутах, а из существующей контактной сети новых маршрутов не создашь. В центре общественный транспорт не удовлетворяет современные потребности пассажира. Поэтому вкладываться в сохранение существующей контактной сети не вижу смысла.
За троллейбус
Троллейбусы на Тверской улице всегда заполнены, кроме времени в «час пик». В это время люди выходят, чтобы не стоять в пробках. Маршруты в центре города не пользуются популярностью, потому что они неудобно идут по Кремлевскому кольцу. Чтобы стали удобными, нужно сделать реверсивную полосу по кольцу и протянуть 2 км контактной сети. Если мы поработаем над маршрутной сетью, чтобы она стала удобной и ехала туда, куда пассажирам нужно, троллейбусы будут всегда заполнены.
Нужны ли варианты?
Против троллейбуса
Троллейбусные маршруты не гибкие. В современном городе общественный транспорт делится на несколько категорий: магистральный (метро), квази-магистральный (трамвай) и капиллярный (автобусы, микроавтобусы, троллейбусы). Магистральный и квази-магистральный транспорт сами формируют транспортные потоки, они никогда не подстраиваются под действительность. Капиллярный транспорт отличается повышенной вариабельностью и подвозит людей к магистральному и квази-магистральному. Троллейбус не может выполнять функцию по перемещению масс людей из‑за того, что его маршрут не гибкий. Его нельзя поменять в один день из‑за контактной сети. Поэтому троллейбусы должны быть заменены в центре на более юркий транспорт (например, микроавтобусы или дуобусы).
За троллейбус
Общественный транспорт всегда идет по крупным артериям. Он не может ходить по дворам. Невозможно избежать «последней мили» — того расстояния, которое человек проходит от остановки до нужного ему места.
Общественный транспорт и не должен быть гибким: он ходит по постоянным маршрутам. Чтобы троллейбусные маршруты становились более удобными, можно добавлять контактную сеть там, где она необходима.
Что дешевле?
Против троллейбуса
Если выбирать между новым троллейбусом и новым автобусом, то автобус обойдется дешевле. Прокладка новой контактной сети настолько дорога, что в нее не вкладываются ни в одной стране мира.
За троллейбус
При существующей контактной сети эксплуатация троллейбуса обходится дешевле эксплуатации автобуса. Дизель, который использует автобус, обходится дороже электричества для троллейбусов. За счет этого троллейбус в пробеге примерно на 30 процентов дешевле автобуса.
Улицы, с которых планируют убрать троллейбусы
Тверская
Новый Арбат
Бульварное кольцо
Моховая
Воздвиженка
Волхонка
Малая Дмитровка
Кремлевская набережная
Охотный ряд
Сретенка
Источник: фонд «Городские проекты»
Маршруты, на которых вместо троллейбусов будут курсировать автобусы
№ 1 (Больница им. Боткина — м. «Нагатинская»)
№ 2 (Фили — м. «Китай-Город»)
№ 9 (Гостиница «Останкино» — Лубянская площадь)
№ 12 (Институт «Гидропроект» — м. «Китай-город»)
№ 15 (метро «ВДНХ» — Лужнецкий пр.)
№ 31 (Стадион «Лужники» — Трубная площадь)
№ 33 (ул. Кравченко — м. «Китай-Город»)
№ 44 (Парк Победы — Александровский сад)
Источник: ГУП «Мосгортранс»
***
А как вы считаете, нужно ли оставлять троллейбус в центре Москвы? Свои мнения присылайте на redactor@mr-msk.ru