Троллейбусы в центре столицы: за и против

    Петр Шкуматов
    Основатель и лидер общественного движения «Синие ведерки»
     
    Максим Кац
    Директор фонда «Городские проекты», муниципальный депутат района Щукино
     

    В рамках программы «Моя улица» будет демонтировано 13 км контактной сети. Об этом решении стало известно в марте. Тогда же возникла общественная дискуссия о том, нужен ли столице троллейбус.

    В редакции «Моего района» встретились общественные активисты, которые по‑разному смотрят на будущее троллейбуса, — Петр Шкуматов и Максим Кац. Доводы каждого из них в пользу своей точки зрения мы приводим ниже.
     
    Но и Петр, и Максим сошлись в одном — принимать решение власти должны только после работы экспертов: «Они должны рассмотреть все цифры и подготовить доклад о целесообразности отказа от троллейбусной сети. В Москве же этот вопрос решается без открытого обсуждения».
     

    Провода загораживают небо

    Против троллейбуса 
    Сейчас исторический центр Москвы становится привлекательным для туристов. Но провода от троллейбусов загораживают виды, режут глаз и визуальную среду, загораживают небо.
     
     
     
    За троллейбус 
    Контактная сеть демонстрирует, что в городе заботятся об экологии. В странах, где реализовывалась программа по очищению визуального пространства, это делалось не в ущерб функциональности. Снять троллейбус только для того, чтобы убрать провода, это нонсенс. К тому же там, где провода мешают, можно пустить троллейбус с автономным ходом. Он будет проходить эти участки с опущенными штангами, а сеть там можно убрать.
     

    Удобство маршрутов

    Против троллейбуса 
    В центре Москвы троллейбусам не место. Там у них неактуальные маршруты, которые были введены еще в 30‑е годы. Где‑то в центре троллейбусы идут пустые или с 1‑2 пассажирами. Сейчас у людей другая потребность в маршрутах, а из существующей контактной сети новых маршрутов не создашь. В центре общественный транспорт не удовлетворяет современные потребности пассажира. Поэтому вкладываться в сохранение существующей контактной сети не вижу смысла.
     
    За троллейбус 
    Троллейбусы на Тверской улице всегда заполнены, кроме времени в «час пик». В это время люди выходят, чтобы не стоять в пробках. Маршруты в центре города не пользуются популярностью, потому что они неудобно идут по Кремлевскому кольцу. Чтобы стали удобными, нужно сделать реверсивную полосу по кольцу и протянуть 2 км контактной сети. Если мы поработаем над маршрутной сетью, чтобы она стала удобной и ехала туда, куда пассажирам нужно, троллейбусы будут всегда заполнены.
     

    Нужны ли варианты?

    Против троллейбуса 
    Троллейбусные маршруты не гибкие. В современном городе общественный транспорт делится на несколько категорий: магистральный (метро), квази-магистральный (трамвай) и капиллярный (автобусы, микроавтобусы, троллейбусы). Магистральный и квази-магистральный транспорт сами формируют транспортные потоки, они никогда не подстраиваются под действительность. Капиллярный транспорт отличается повышенной вариабельностью и подвозит людей к магистральному и квази-магистральному. Троллейбус не может выполнять функцию по перемещению масс людей из‑за того, что его маршрут не гибкий. Его нельзя поменять в один день из‑за контакт­ной сети. Поэтому троллейбусы должны быть заменены в центре на более юркий транспорт (например, микроавтобусы или дуобусы).
     
    За троллейбус 
    Общественный транспорт всегда идет по крупным артериям. Он не может ходить по дворам. Невозможно избежать «последней мили» — того расстояния, которое человек проходит от остановки до нужного ему места.
     
    Общественный транспорт и не должен быть гибким: он ходит по постоянным маршрутам. Чтобы троллейбусные маршруты становились более удобными, можно добавлять контактную сеть там, где она необходима.
     

    Что дешевле?

    Против троллейбуса 
    Если выбирать между новым троллейбусом и новым автобусом, то автобус обойдется дешевле. Прокладка новой контакт­ной сети настолько дорога, что в нее не вкладываются ни в одной стране мира.
     
     
     
    За троллейбус 
    При существующей контактной сети эксплуатация троллейбуса обходится дешевле эксплуатации автобуса. Дизель, который использует автобус, обходится дороже электричества для троллейбусов. За счет этого троллейбус в пробеге примерно на 30  процентов дешевле автобуса.
     

    Улицы, с которых планируют убрать троллейбусы

    • Тверская
    • Новый Арбат
    • Бульварное кольцо
    • Моховая
    • Воздвиженка
    • Волхонка
    • Малая Дмитровка
    • Кремлевская набережная
    • Охотный ряд
    • Сретенка
    Источник: фонд «Городские проекты»
     

    Маршруты, на которых вместо троллейбусов будут курсировать автобусы

    • № 1 (Больница им. Боткина — м. «Нагатинская»)
    • № 2 (Фили — м. «Китай-Город»)
    • № 9 (Гостиница «Останкино» — Лубянская площадь)
    • № 12 (Институт «Гидропроект» — м. «Китай-город»)
    • № 15 (метро «ВДНХ» — Лужнецкий пр.)
    • № 31 (Стадион «Лужники» — Трубная площадь)
    • № 33 (ул. Кравченко — м. «Китай-Город»)
    • № 44 (Парк Победы — Александровский сад)
    Источник: ГУП «Мосгортранс»
     
    ***
    А как вы считаете, нужно ли оставлять троллейбус в центре Москвы? Свои мнения присылайте на redactor@mr-msk.ru

     

    Поделиться