То, что в торговых сетях по‑разному выросли цены, объясняется ценообразованием внутри конкретной сети. Может, на какой‑то товар раньше делали низкую маржу (наценку. — Прим. ред.) и держали цену. А сейчас увеличили маржу. Как правило, на товарах, которые любимые у потребителей, стараются не зарабатывать. Низкими ценами на них привлекают покупателей (например, ценами на бананы). А на товары, которые не очень любимы, делают большую наценку. Поэтому разный рост цен на одни и те же позиции товаров в сетях связан с потребительскими привычками.
20,92 %
Такова инфляция за год, согласно нашим замерам.
У сетей разные поставщики. Возможно, кто‑то из них использует импортное сырье. Из-за девальвации рубля цена на сырье выросла, а вместе с ней и цена на товар. А у других поставщиков, которые используют отечественное сырье, цена выросла не так сильно.
Бывает, что рыночная власть самих сетей играет большую роль при ценообразовании. Всегда идут переговоры между сетями и поставщиками, и все зависит от того, кто какие условия сумеет себе выторговать.
За год цены на овощи не сильно изменились. Тут все зависит от урожайности и погодных условий. Можно предположить, что в этом году у нас большой урожай огурцов, помидоров и картошки. Но, возможно, их вырастили больше из‑за санкций.
Цены на сыры не сильно менялись, вероятно, потому, что кто‑то решил делать сыры более низкого качества. В них начали добавлять дешевое пальмовое масло, из‑за этого товар стал стоить дешевле.