ЦЕНТРОБАНК ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: Доверчивость может навредить вашему финансовому здоровью

ЦЕНТРОБАНК ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: Доверчивость может навредить вашему финансовому здоровью, фото

Photogenica-PHX19528027

Фото: ©Gajus-Images / Фотобанк Фотодженика

ЦЕНТРОБАНК ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: Доверчивость может навредить вашему финансовому здоровью  фото
Эксперт. Ирина Тимоничева,
заместитель начальника
ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.

Зарплата рядового сотрудника банка или страховой компании напрямую зависит от того, сколько кредитов он сумел выдать и сколько вкладов привлечь, сколько продал страховых полисов и на какую сумму оказал дополнительных услуг. Поэтому, даже обращаясь в самую надежную финансовую организацию, необходимо быть максимально внимательным и аккуратным. Иначе есть риск потратить деньги на ненужные вам продукты, потерять там, где надеялся заработать. О мерах финансовой безопасности нам рассказала Ирина Тимоничева, заместитель начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
Ирина Николаевна, люди постарше еще помнят МММ и фамилию Мавроди, еще живы те, кто потерял все сбережения в банках «Чара» или «Властилина», еще не так давно мы были свидетелями того, как банкиры и страховщики заманивали клиентов заранее невыполнимыми обещаниями. Но мне кажется, государство сумело навести порядок на финансовом рынке, дикие времена позади. Или я ошибаюсь?
– Да, я согласна: порядка стало больше. И это заслуга не только Центробанка, который все эти годы вычищал рынок от недобросовестных участников. Сами люди стали гораздо более грамотны и осторожны. Случаи откровенного мошенничества стали скорее исключением, чем правилом. Но вот с чем мы сталкиваемся регулярно – это с навязыванием финансовых услуг, с замалчиванием рисков, которые возникают при приобретении того или иного финансового продукта.
Например?
– Например, вы хотите застраховать автомобиль. Агент прямо заинтересован в заключении сделки: после продажи полиса он получит определенный процент от уплаченной вами суммы.
В процессе разговора страховщик понимает, что вы стеснены в средствах, не можете потратить больше вполне определенной суммы и предлагает купить страховку с франшизой – так дешевле. Но о том, что же это за франшиза такая, подробно не рассказывает. Но когда вы, не дай бог, попадаете в аварию и сумма ущерба оказывается меньше порога франшизы (например, франшиза – 500 тысяч рублей, а ущерб оценивается в 450 тысяч), задним числом выясняется, что страховая платить не будет, что оплачивается только ущерб, превышающий полмиллиона.
Формально страховая компания не нарушает закон: вы поставили подпись под договором, вы несете ответ­ственность за собственную невнимательность. Но вы чувствуете себя обманутым. И, наверное, вы отчасти правы: не донести до клиента информацию о сложном финансовом продукте в полном объеме – это, по сути, нарушение его прав.
На чем можно обжечься, обращаясь в банк? Все‑таки, думаю, все мы научились читать мелкий шрифт в договорах. Да и сами банки перестали закладывать в стоимость своих услуг скрытые комиссии, скрывать реальные проценты по вкладам и кредитам.
– Действительно, проблема мелкого шрифта уже не стоит так остро. После того, как несколько лет назад была введена табличная форма индивидуальных условий в кредитном договоре, где также четко обозначена полная стоимость кредита, люди стали меньше жаловаться на непонимание условий кредитования.
Крупные банки давно превратились в своего рода универсальные центры по предоставлению самых разнообразных финансовых услуг. Вы придете положить день­ги на депозит, и вполне возможно получите дополнительные предложения: приобрести акции или облигации, разместить деньги в паевом инвестиционном фонде или перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд, застраховать жизнь, воспользоваться консультационными услугами. Представьте себе, вы принесли в банк 200 тысяч рублей.
Вполне вероятно, что сотрудник банка предложит вам, к примеру, разделить эту сумму: половину, как вы и планировали, разместить на депозите, а оставшуюся часть направить на инвестиционное страхование жизни. Но о возможных рисках упомянуть «забудет»: о том, что, в отличие от вклада, инвестиции не страхуются государством, что при досрочном расторжении договора вы получите обратно сумму меньше, чем вложили, что высокий процент на инвестиции – это лишь прогноз, но не гарантия, и доход может оказаться ниже процентов по вкладу. И так далее.
ЦБ издал требования к страховщикам и их агентам: если предлагается полис страхования жизни, к нему обязательно должна прилагаться короткая памятка, где в простой доступной форме указаны все риски. Но жалобы на недобросовестность банков продолжают поступать.
То есть нам, по сути, пытаются вручить некачественный продукт, да еще и получить за него деньги?
– Нет, не так. Сам по себе банковский или страховой продукт может быть очень даже хорош. Но либо не нужен именно вам, либо его использование требует определенных знаний. А сотрудник банка этими знаниями с вами не делится.
Ваш совет: как избежать непри­ят­ностей?
– У нас, россиян, есть одна общая черта – мы слишком доверчивы. Но доверяя, проверяй. Мой совет очень прост: когда речь заходит о финансах, будьте предельно внимательны и сосредоточены. Не стесняйтесь задавать вопросы, расспросите о возможных рисках. Если чувствуете, что ваш собеседник чего‑то не договаривает, обратитесь к его руководителю.
И, о чем мы не устаем говорить, внимательно читайте договор. В нем, например, могут быть заранее заботливо проставлены галочки в графах «приобрести страховку», «получить услугу СМС-информирования». Если вам предложенные услуги не нужны, попросите галочки убрать.
Как действовать, если все‑таки обманулся?
– Для начала направить жалобу на имя руководства банка или страховой компании. Нет реакции? Жалуйтесь в Банк России через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru. Если вы не забудете приложить к обращению копии нужных документов (например, копия договора вклада, копия страхового полиса и так далее) и детально опишите суть претензии, Банк России рассмотрит жалобу максимально быстро.

СТРАХОВКА

Если вы приобрели ненужную страховку, помните, что есть так называемый период охлаждения и вы можете отказаться от ненужного полиса в течение двух недель. Период охлаждения действует только для добровольных видов страхования, то есть не работает в случае ОСАГО и страхования путешественников. И только в случае индивидуального договора страхования.

КРЕДИТ

По закону вы имеете право забрать кредитный договор на пять дней домой и спокойно его изучить. Условия договора при этом измениться не могут.

Читайте также

Фильтр