В Доме журналиста представили Концепцию развития рынка распространения прессы в Москва до 2020 года

2 апреля с.г. в Центральном Доме журналиста состоялась презентация разработанной Ассоциацией распространителей печатной продукции Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года. В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти Москвы, компаний-дистрибуторов печатной продукции, издательских домов, журналисты.
 
С докладом о целях, содержании, способах реализации Концепции и предполагаемых результатах выступил президент АРПП Д.В.Мартынов. Он отметил, что Концепция была разработана в рамках поставленной Президентом РФ задачи по развитию реального сектора российской экономики с опорой на собственные силы. В Послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года Путин В.В. подчеркнул: «Главное, мы должны понять, что наше развитие зависит, прежде всего, от нас самих. Мы добьёмся успеха, если сами заработаем своё благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру».
 
Главная цель Концепции – создание благоприятных административно-экономических условий для удовлетворения запросов москвичей в беспрепятственном получении достоверной информации, поддержка малого и среднего предпринимательства, сохранение и укрепление единого информационного пространства столицы в обстановке внешних ограничений и внутренних проблем, усиления развязанной Западом пропагандисткой войны.
 
Реализация Концепции позволит увеличить объем розничного столичного рынка прессы в 2 – 2,5 раза.  Такое увеличение в свою очередь приведет к росту налоговых выплат более чем на 550 млн. руб. в год, в т.ч. от распространителей – на 270 млн. руб., от издателей – на 230 млн. руб., от типографий – на 50 млн. руб. Кроме этого,  на 10 тысяч возрастет количество рабочих мест. 
 
Говоря о том, каким образом планируется достигнуть намеченных Концепцией результатов, докладчик отметил, что она предполагает не только сохранение в Москве розничного сегмента распространения газет и журналов, но  и увеличение количества объектов розничных продаж прессы. Сегодня  на улицах города работает  2517 объектов, в т.ч. 2024 киоска и павильона прессы, около 200 лотков и около 300 пресс-стендов и ручников. Понятно, что такого количества объектов недостаточно для москвичей – по числу торговых объектов прессы на душу населения Москва отстает от рекомендованных в приказе Минкомсвязи от 31 июля 2013 г. №197 показателей практически в 2 раза.
 
Численность москвичей за последние 5 лет выросла на 15%, а количество объектов прессы на улицах  при этом сократилось более чем на 40%. Для  увеличения продаж прессы необходимо, чтобы объекты прессы находились в шаговой  доступности для каждого москвича. Их количество на уличном пространстве должно увеличиться  на 93%. В разбивке по форматам к 2020 году на улицах должно быть: киосков и павильонов прессы – 4124, миникиосков (установленных взамен лотков, пресс-стендов и ручников) – 493, мультимедийных торговых объектов  (новый формат) – 250. 
 
Принципиально важно то, где будут расположены киоски прессы. В настоящее время только 15% киосков находятся в зоне высокого трафика. Вместе с тем, дислокация торгового объекта прессы является наиважнейшим фактором успешности её продаж. С учётом этого в Концепции предлагается отменить ограничения на размещение объектов прессы на уличном пространстве Москвы в зоне входов/выходов в метрополитен и остановок общественного транспорта, т.к. данные ограничения были введены из-за высокого уровня террористических атак в период чеченской войны. Это позволит значительно увеличить количество возможных мест установки объектов прессы в зоне высокого пассажиропотока.
 
Также следует отменить (либо частично отменить) ограничения по установке объектов прессы вблизи подземных коммуникаций. В настоящее время киоск демонтируется в течение 20-30 минут, что не повлияет на оперативность ремонта подземных коммуникаций.  Снятие ограничений также приведет к росту количества новых дислокаций в зоне высокого трафика пешеходов. К 2020 году число объектов, установленных в местах с высоким пассажиропотоком, должно составлять 52% от их общей численности. Прежде всего киоски прессы должны быть размещены в непосредственной близости от станций метрополитена  (196 станций метро и 896 выходов).
Концепцией предусмотрено построение эффективной мультиформатной системы розничного распространения периодической печати на уличном пространстве Москвы.
 
Основным (базовым) объектом такой системы должен стать современный функциональный киоск или павильон прессы площадью 9-20 кв. м с ассортиментом печатных СМИ не менее 500 наименований, в т.ч. не менее 50 газет.
 
Перспективным объектом розничного распространения печатной продукции в Москве должен стать мультимедийный торговый объект (ММТО). Площадь павильона – 20-50 кв.м. Основой его ассортимента должна быть печатная продукция, при этом не менее 40% ассортимента ММТО — это товары и услуги импульсного спроса. Такие объекты предполагается установить в каждом микрорайоне Москвы в непосредственной близости к входам метро, в целом по городу — не менее 200-250 павильонов. Устаревшие форматы торговли прессой, такие как пресс-стенд, ручник, лоток предполагается заменить на миникиоски площадью 4-6 кв.м. 
 
Мартынов Д.В. подчеркнул, что ведущие операторы московского рынка  распространения периодической печатной продукции готовы к непосредственному и активному участию в реализации Концепции за счет собственных или заемных средств (без участия городского бюджета). Для этого необходимы гарантии со стороны городских властей по следующим позициям: 
— договор аренды на киоск и павильон прессы должен заключаться  межу предпринимателем и администрацией на срок не менее  5 лет;
предоставление распространителям прессы льготных арендных ставок, не превышающих рекомендуемых (30 руб. за кв.м. в мес.) согласно Приказу Минкомсвязи №197, а также льготных тарифов на коммунальное обслуживание, потребляемую торговыми объектами прессы электроэнергию;
расширение ассортимента сопутствующих товаров в торговых объектах «Печать», прежде всего, за счёт воды и безалкогольных напитков, снэковой продукции в фабричной упаковке, горячих безалкогольных напитков, а также различных услуг населению, в т.ч. выдача интернет-заказов.
 
Ассортимент торгового объекта прессы формируется распространителем с учётом местонахождения торгового объекта и спроса населения, при этом пресса должна занимать в ассортименте объекта не менее 50%.
 
На аналогичных принципах следует организовать торговлю прессой в метро и в подземных переходах. Количество объектов прессы  на подуличном пространстве города планируется увеличить на 56% за счет киосков и павильонов различной площади. При этом целесообразно использовать опыт Санкт-Петербурга, на территории которого работают киоски и павильоны прессы различной площади – от 5 до 30 кв. м.
 
Отдельно докладчик остановился на разделе Концепции, посвященном объектам прессы в зонах ТПУ, на железнодорожных станциях и вокзалах. Эти дислокации находятся в зоне высокого трафика пассажиров, которые наиболее интересны для распространителей печатной продукции, но в последние годы объекты прессы отсюда практически исчезли, по всей Москве, по данным последнего мониторинга, их наберется всего около 80. При этом в Москве 132 ТПУ, 9 ж/д вокзалов, 60 ж/д станций. Можно с уверенностью заключить, что потенциал этих зон с точки зрения продаж прессы очень велик, и количество объектов в них нужно увеличивать. В Концепции запланирован рост количества объектов в этих дислокациях с 80 до 400. 
 
В заключение Мартынов Д.В. сообщил, что  реализация предусмотренных Концепцией мер позволит увеличить к 2020 году количество торговых объектов прессы в Москве до 7737 единиц, т.е на 68% , в том числе до 4867 единиц, или на 140%, на уличном пространстве и до 530 единиц, или на 138%, на подуличном пространстве. Именно такой рост количества торговых объектов с прессой позволит Москве выйти на европейские нормы по обеспеченности москвичей объектами прессы: 1 объект прессы на 1500 жителей. Сейчас показатель находится  на уровне 1 объект на 2600 жителей.
 
Затем с сообщением об экономическом обосновании Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года выступила Цыбина Т.В., директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр». 
 
Годовой объем московского розничного рынка периодической печати оценивается в 13-13,5 млрд. руб., т.е. в месяц  в Москве через различные каналы сбыта реализуется газет и журналов на сумму чуть более 1 млрд.руб. Таким образом, московский рынок – это около 20% от общего объема российского рынка.
 
Торговые объекты, размещенные на уличном пространстве города Москвы, реализуют прессы на сумму в 5 млрд. руб.
 
Основной объект в этом сегменте – киоски и павильоны прессы. Доля ручной торговли в Москве в последнее время сильно сократилась. Последний мониторинг торговых объектов прессы, проведенный в марте 2015 года, показал, что количество точек ручников по отношению к осеннему периоду мониторинга уменьшилось почти в два раза. Годовой оборот подсегмента ручной торговли (это точки ручников, лотков и пресс-стенды) на сегодня оценивается 0,5 млрд. руб. в год и составляет  около 3-3,5% в стоимостном выражении от объема московского рынка и 4% от количественной оценки московского рынка в экземплярах. Годовой оборот сегмента метро (подуличное пространство города) оценивается  в 0,8 млрд. в год. Это киоски и  павильоны в подземных переходах метро и газетные автоматы.
 
На остальные объекты прессы приходится объем порядка 7,0-7,7 млрд. руб. в год. Основной объем распространения в этом подсегменте – сети FMCG, несетевые супермаркеты, а также магазины прессы в тоговых и бизнес-центрах, учреждениях города (больницы, институты, госучреждения и т.п.), торговые точки зоне ТПУ, на ж/д вокзалах и станциях, в почтовых отделениях связи и в непрофильном ритейле.
 
В ходе реализации Концепции развития планируется увеличить объем розничного рынка Москвы в 2-2,5 раза. Как планируется достигнуть намеченных показателей? 
 
Количество объектов прессы и их дислокация не позволяют сегодня удовлетворить импульсный спрос населения на прессу со стороны москвичей. Объекты прессы в основном работают с покупателями, которые  планируют покупку прессы заранее. Такие покупатели  готовы  изменить маршрут своего следования на работу или по другим делам  или специально запланировать поездку к киоску прессу. При такой дислокации объем московского розничного сегмента оценивается в 13,5 млрд.руб. в год. На киоски приходиться около 4,1 млрд. руб. в год,  на ручников, пресс-стенды и лотки – около 0,9 млрд. руб., на объекты прессы в подуличном пространстве  — 0,8 млрд. руб. Остальной объем прессы в розницу (около 5,2 млрд. руб. в год) реализуется через сети FMCG, торговые точки в зонах ж.д. вокзалов и ТПУ, через магазины прессы в торговых и бизнес-центрах.
 
Объем московского розничного рынка прессы планируется увеличить за счет полного удовлетворения импульсного спроса на печатную продукцию на 140%  за счёт: 
 
1) Увеличения количества розничных объектов прессы, т.е. обеспечения шаговой доступности.
2) Увеличения количества объектов прессы в местах высокого трафика пассажиров/пешеходов, и это ключевой аспект в реализации Концепции.
 
В результате годовой объём розничного сегмента рынка увеличится с учётом инфляции 10-15% в год с 13,5 до 32,3 млрд. руб. (рост 139%), в т.ч. на уличном пространстве – с 5,0 до 16,6 млрд. руб. (рост 273%), на подуличном пространстве – с 0,8 до 2,2 млрд. руб. (рост 175%), в сетях FMCG – с 4,6 до 7,7 млрд. руб. (рост 67%), на остальных объектах (бизнес-центры, аэропорты, ТПУ и др.) – с 3,1 до 5,8 млрд. руб. (рост 87%).
 
После представленных докладов состоялось активное обсуждение содержания Концепции и предлагаемых мер по её реализации.
 

Читайте также

Фильтр