В тренде — искренность

    Ольга Нагайцева о том, как эмоции влияют на бизнес и как направить их в положительное русло

    Человеческие эмоции долгое время были непопулярной темой для публичных выступлений. «Считалось, что эмоции — это несерьезно, «бабское дело». Но, к счастью или сожалению, последние научные открытия в области бизнеса и менеджмента доказывают, что это не так», — рассказывает Ольга Нагайцева, эксперт по коммуникациям, совладелица консалтинговой компании «Действующие лица».

    На своей лекции, организованной газетой «Малый бизнес» и ГБУ «Малый бизнес Москвы», она рассказала о том, как эмоции и чувства влияют на то, что мы делаем.

    Попытка держать эмоции в себе может нанести реальный вред не только здоровью, но и карьере.

    «Когда мы не осознаем свои эмоции, тело берет на себя в три раза большую нагрузку. Если мы пытаемся спрятать эмоцию внутри, от этого напрягаются группы мышц, сильнее повышается гормональный фон и т. д. — организм «пойдет в разнос», пытаясь переварить эти подавленные чувства», — говорит Ольга. Тем не менее люди все равно пытаются игнорировать свои эмоции, особенно те, которые считаются плохими и неприятными. Ольга называет таких людей «группой юных инфарктников».

    Препарируя эмоции. «Мы всегда реагируем на то, что происходит — независимо от того, кого мы из себя пытаемся изображать. Действия окружающих вызывают реакцию, в результате мы испытываем эмоцию. Хотим мы этого или не хотим, мы реагируем совершенно измеряемыми показателями — меняется биохимия крови, меняется гормональный фон, мышечный статус. Очень часто мы запрещаем себе осознавать свои эмоции. Говорим, что нельзя быть таким, и это табуируем», — отмечает Ольга.

    Эмоции и энергия — одни из важнейших факторов, влияющих на результат. И даже наличие технологий, квалификации, навыков — не помогут, если у вас просто нет сил на великие свершения.

    Гнев, стыд и деньги. Тем не менее есть чувства, которые вряд ли кто‑то сочтет полезными для бизнеса. Например, волнение, которое может испортить все в самый важный момент. Но и его Ольга советует не пытаться обуздать.

    «Во время переговоров люди волнуются чаще всего о двух конкретных вещах: об общем успехе дела и из‑за того, что волнение заметит собеседник. Не пытайтесь изо всех сил скрыть эмоцию, а наоборот, обозначьте ее — скажите, что эта встреча для вас очень важна и волнительна, полезна и т. д. Сделав это, за второй пункт уже можно не волноваться», — говорит она.

    С гневом сложнее: это контактная эмоция. Не выражая гнев, можно навредить себе, а выражая — ранить другого.

    «Испытывая гнев, вы не показываете его, потому что это не принято. И пытаетесь его упаковать в отвращение или презрение, продемонстрировав ложную эмоцию человеку, на которого злитесь. Так будет только хуже, потому что гнев говорит человеку, что вы на него реагируете, а с двумя другими эмоциями человек не может ничего сделать», — говорит Ольга. Лучше не пытаться «переупаковывать» гнев во что‑то другое, но выражать его так, чтобы не ранить человека.

    «В состоянии гнева контролировать мозг тяжело. Лучше кричите не про то, что вы чувствуете в отношении человека, а о том, как вы сами себя чувствуете», — советует эксперт.

    А вот не самое приятное чувство фрустрации, на самом деле, может быть хорошим знаком. По словам Ольги это чувство связано с креативом — необходимостью найти что‑то новое.

    «Как правило, при решении вопросов мы используем старые пути и приемы: поэтому эрудированный человек часто может сойти за креативного — он просто знает больше этих путей. Но если старого решения нет, необходимо что‑то создавать — и в этот момент мы попадаем в состояние фрустрации», — поясняет Нагайцева. Пока мы переживаем это чувство, начинает работать творческое мышление и запускается процесс креатива. Здесь важно соблюдать два правила. Во-первых, не критиковать: это остановит креативный процесс. Второй момент — все родившиеся идеи надо записывать.

    Одна из самых сильных отрицательных эмоций — стыд. Считается, что страх испытать стыд является одним из самых сильных мотиваторов человека. Ольга, тем не менее, подчеркивает, что эта эмоция не плохая — стыд контролирует нас, сигнализируя, что можно, а что нельзя. Однако он может влиять на профессиональную деятельность — хотя бы потому, что зачастую напрямую связан с деньгами.

    «Эта связь формируется с детства: стыдно просить, стыдно потерять, стыдно зарабатывать мало и т. д. Обращайте внимание, есть ли у вас чувство стыда во время переговоров о деньгах. Можно обнаружить, что у человека есть граница — ему стыдно назвать сумму больше определенной за свой товар», — рассказывает она.

    Победить стыд можно только с помощью нового опыта. «Человек должен раздвигать свои границы, приобретать новый опыт и учиться тому, что он имеет право на деньги», — отмечает Нагайцева. Конечно, для начальства есть и минус — человек, который хорошо говорит про деньги с клиентами, хорошо будет говорить о деньгах и с руководителем: для него не будет проблемой потребовать себе премию или повышение зарплаты.

    Оптимистическое мышление продает больше. На работу влияют не только отрицательные эмоции, но и положительные. К прорыву в их изучении наука пришла в 70‑х годах прошлого века. По словам Ольги, до этого ученые толпились на пятачке с неудачниками, а счастливые их не интересовали. В итоге научным путем был получен вывод, который сейчас кажется очевидным: оптимисты лучше продают.

    В России, говорит Ольга, людям свойственно занижать свою самооценку. Поэтому важно находить повод себя похвалить. Помимо этого многим сотрудникам и руководителям свойственна выученная беспомощность: когда человек не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя возможность для этого есть. Зачастую в это состояние приводит сотрудников начальство — и от этого общее дело только страдает. Что же делать, чтобы подчиненные не впадали в выученную беспомощность? Хвалить их. Ольга предлагает действовать по принципу «если один раз поругали, надо три раза похвалить».

    У человека есть ряд положительных чувств и необходимо поддерживать их в себе, семье, сотрудниках и даже клиентах — именно это вызывает их лояльность. Прежде всего это благодарность и, конечно, искренность. «Искренность всегда работает», — резюмирует Ольга.

    Долгое время считалось, что эмоции — это «бабское дело». Но, к счастью или к сожалению научные открытия в области бизнеса доказывают, что это не так.
    — Ольга Нагайцева

    Как победить волнение на переговорах

    Ни в коем случае не пытайтесь во время переговоров скрыть свое волнение, — советует Ольга Нагайцева. — Наоборот, будьте искренны и обозначьте свою эмоцию: скажите собеседнику, что данные переговоры имеют для вас очень большое значение, они полезны, важны и поэтому волнительны.

    Главные недостатки

    • В России людям свойственно занижать свою собственную самооценку.
    • У многих людей есть граница: им стыдно назвать сумму больше определенной за свой товар
    • Выученная беспомощность: когда сотрудники не используют возможности, которые у них имеются
    • Критика сотрудников со стороны начальства при полном отсутствии похвалы.
    Поделиться