ВДНХ — это исторически очень сильный и дорогой бренд

ВДНХ — это исторически очень сильный и дорогой бренд  фото
Владимир Погребенко

Сейчас в Москве много красивых парков, мест для отдыха. Как вы планируете воссоздать былую славу ВДНХ? Чем привлечете москвичей?

 
В. П.: Мы понимаем, что ВДНХ — единственная в мире площадка с тремя функциями: выставочной, музейной и рекреационной. После того как к нам присоединили территорию «Останкино» и устранили забор Ботанического сада, мы занимаем территорию в 540 гектар. Это, к примеру, почти в три раза больше, чем государство Монако.
 
Сейчас за субботу — воскресенье у нас до полумиллиона посетителей! Мне кажется, нам удалось изменить у москвичей восприятие площадки. Если последние 15‑20 лет люди приходили сюда за покупками, то теперь приходят отдыхать. Мы усилили культурную, образовательную программы. Посмотрите, к примеру, на выставку Политехнического музея. К юбилею выставочных проектов будет уже пять. Обязательно, кстати, приходите на мультимедийную «Главную выставку страны» в Центральном павильоне — история показана совершенно неожиданно и интересно. Нам есть что предложить и пенсионерам, и семьям с детьми, и молодежи.
 
С департаментом образования разрабатываем программы для школьников. Чтобы они могли целыми классами приезжать на экскурсии в музеи, лаборатории, где можно проводить занимательные опыты, изучать на практике то, что до этого знали только из учебников.
 
К 1 августа гостей Выставки ждут сюрпризы?
 
В. П.: К празднику полностью обновили Центральный павильон, открыли одну из самых больших в столице танцплощадок и летний читальный зал. Ну и главное — мы отреставрировали легендарный Зеленый театр, где выступали лучшие артисты: Леонид Утесов, Аркадий Райкин, Алла Пугачева. Там четыре тысячи мест. Надеюсь, эта концертная площадка снова будет любима москвичами. 
 
Знаменитый светомузыкальный фонтан «Каменный цветок» заработает?
 
В. П.: На ВДНХ функционируют все имеющиеся 17 фонтанов. Хотя, увы, светомузыкального шоу не будет. Слишком изношено оборудование. Его ни разу не меняли. Но «Праздничная увертюра» Шостаковича, созданная для ВДНХ, обязательно прозвучит.
 
Когда полностью завершится реконструкция ВДНХ?
 
В. П.: Никогда не будет такого, чтобы мы сказали: «Ура, наконец‑то все сделали». ВДНХ исторически менялась примерно раз в пятилетку. Большинство павильонов неоднократно переименовывались, а то и перестраивались.
 
Некоторые строились как временные, под конкретную задачу, но дожили до наших дней. Но еще  несколько лет такой варварской эксплуатации, как в «годы дикого капитализма», — и их бы утратили. Мы их тоже сбережем.
 
Выставка очень живой организм, многое будет связано с тем, как развивается наше общество, наука, отрасли. К примеру, был павильон «Механизация сельского хозяйст­ва», потом стал «Машиностроение», потом «Космос». А сейчас будет задействован под экспозицию ВПК.
 
Что еще сделано с апреля, когда на ВДНХ пришла новая команда топ-менеджеров?
 
В. П.: Мы убрали все рекламные щиты, все нестационарные закусочные и вывезли 14 тысяч кубов того хлама, который после них остался.
 
Меняется схема перемещения автотранспорта по территории. Перекрыли всю центральную зону, чтобы по ней вообще не было автодвижения. Положили новый асфальт, разбили клумбы. На территории работала тысяча единиц строительной техники и шесть тысяч рабочих.
 
До конца года восстановим 118 объектов, больше 40 приведены в достойный вид уже к юбилею — в основном в центральной зоне. Отказались от парковки машин на площади перед центральным входом, чтобы они не портили внешний вид Выставки.
 
Разметили 14 новых парковок вокруг ВДНХ. Но важны не только ударные темпы. Вот нас, к примеру, спрашивают, когда появится разметка для велосипедных дорожек. Вроде бы простое дело — нанести краску на асфальт. Но торопиться тут нельзя. Мы привлекли экспертов из велосипедных сообществ. Они составляют желаемые маршруты, а с проектным институтом мы будем разрабатывать актуальную схему. Разметка велодорожек появится к концу августа — мы ее протестируем, а в марте окончательно обустроим.
 
Сносить не будем ничего, кроме ветхих и однозначно не имеющих исторической ценности построек, которые портят вид. Строительство новых объектов будет очень локальным, продуманным и бережным. Самым масштабным новым объектом станет крупнейший в Европе океанариум. Его достроим к концу года.
ВДНХ — это исторически очень сильный и дорогой бренд  фото
 
В новом ВДНХ что‑то будет напоминать об СССР?
 
В. П.: Если помните, то идею вернуть Выставке историческое название, высказанную мэром, на интернет-голосовании поддержало 300 тысяч человек. Также мы проводили опрос в «Активном гражданине» среди москвичей на тему, что они хотят увидеть здесь. 80 процентов высказались в том духе, что хотели бы сюда приходить, чтобы посмотреть на историю страны плюс узнать об успехах и достижениях современной России. Так что дух прежнего ВДНХ сохранится.
 
Не могу сказать, что через год или два вы здесь увидите возрожденный комплекс, построенный в 1939 году. Таких иллюзий мы не питаем. Работы идут, комплекс живет.
 
Здесь обязательно будет стилистика того времени, в которое ВДНХ была построена. Сейчас разрабатывается органичный подход к стилизации, отражающей ощущение гордости за нашу страну.
 
При этом следует учитывать, что ВДНХ — это исторически очень сильный и дорогой бренд, в том числе выставочный. Помните «Золотые медали ВДНХ»? Это же самый ценный знак качества, им и зарубежные участники гордились. Достижения есть, ими надо гордиться, показывать людям. ВДНХ для этого была создана и так же будет использоваться и сейчас.
 
Правда ли, что часть павильонов будет отдана госкорпорациям? Зачем им это нужно?
 
В. П.: Многие крупные компании имеют свои отраслевые музеи. В них интересно, но они закрыты для обычных посетителей. У нас в планах собрать на ВДНХ наиболее успешные корпоративные музеи. И, конечно, сделать их не в виде статичных экспозиций для однократного посещения — там должна кипеть жизнь.
 
Кстати, корпорации могут не только разместить здесь свои музеи. Создадим условия для выставок, предложим проводить лекции, семинары и тренинги для сотрудников. Главное, чтобы площадка нормально работала, развивалась и была интересна посетителям ВДНХ.
 
Фонтаны, велосипедные дорожки, аттракционы — это летние развлечения. Что будет зимой?
 
В. П.: У нас появится самый большой в Европе искусственный каток. Он будет как бы в форме «золотого ключика» вокруг фонтанов «Дружба народов» и «Золотой колос». К нему будет примыкать хоккейная коробка, где мы будем проводить турниры самого разного уровня вплоть  до международного. Появится и детский каток. Так что на ВДНХ круглый год будет интересно.

Читайте также

Фильтр