Вектор перемен

Контрактную систему Москвы обсудили в формате открытого диалога

Москве завершилась отраслевая конференция «Контрактная система столицы: вектор перемен». Она прошла в рамках масштабного проекта «Дни московской конкуренции», организатором которого выступает Департамент по конкурентной политике.
Участниками мероприятия стали около 500 человек, среди которых контракт­ные специалисты бюджетных учреждений Москвы, представители органов исполнительной власти и общественных организаций, а также отраслевые эксперты и журналисты.
Одной из главных тем конференции стало повышение открытости рынка закупок для всех участников. Этому, в частности, способствует публичное представление закупок – формат открытого диалога между заказчиками и поставщиками, который в 2019 году опробовала Москва. Такие меры помогли достичь ощутимых результатов, отметил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев.
– За пять месяцев в публичных представлениях приняли участие 300 компаний и 45 московских заказчиков. Важное преимущество формата – привлечение к участию в ряде закупок прямых производителей, а также расширение пула участников аукционов. На начальном этапе проект охватывал процедуры объемом свыше 100 миллионов рублей, затем по прось­бам малого бизнеса и общественных организаций ценовая планка снизилась до трех миллионов рублей. Перспектива на следующий год – сделать формат публичного представления закупок постоянно действующим, – добавил Геннадий Дегтев.
Важность публичного представления закупок для развития бизнеса подтвердил министр правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления Евгений Данчиков.
– Рынок насыщен посредниками, и они создают проблемы для здоровой конкуренции, поскольку у них нет серьезных обязательств. Публичное представление закупок – цивилизованное общение с бизнесом. По определенной закупке собираются добросовестные предприниматели, и город получает качественную обратную связь. Например, в случаях поставок топлива благодаря публичному представлению был скорректирован перевод тонн в литры. Такие встречи позволяют сделать рынок более конкурентным. Постоянный диалог с бизнесом строится не на основе разовых встреч, и практику публичного представления закупок надо расширять и с точки зрения большего количества процедур и сфер, – считает он.


Особое внимание на встрече уделили реализации Национального плана по развитию конкуренции на товарных рынках. Участникам рассказали о том, что столица уже достигла нужных показателей по абсолютному большинству направлений, определенных стандартом до 2020 года.
Обновляя дорожную карту до 2022 года, Москва планирует включить в нее дополнительные перечни рынков, важных для ее развития. В обновленный список вошли еще семь социально значимых рынков. Среди них рынки вычислительной техники и программного обеспечения, медицинского и светотехнического оборудования, рынки полиграфии и печати, транспортных и клининговых услуг.
Отдельную дискуссию конференции посвятили стандартизации и экспертизе начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК).
Так, по словам главного эксперта отдела экономического анализа Главного контрольного управления Москвы Валерии Катковой, при совершении закупок часто приходится сталкиваться с противоречиями в документации, а стандартизация позволяет их избегать, что обеспечивает прозрачность закупок.
Кроме того, для столичных заказчиков провели отдельную сессию, посвященную трансформации Единой автоматизированной информационной системы торгов, ее изменениям в 2019 году и планам развития на 2020‑й. По словам спикеров, в системе создана база знаний, к которой заказчики смогут обратиться в любой момент для оперативного решения вопросов. База знаний состоит из трех разделов, которыми ежедневно пользуются до 850 человек. При этом разработчики работают над совершенствованием системы.
Последнюю сессию посвятили антикоррупционным стандартам и ответственности за злоупотребления в закупках.
В столице применяются меры, которые не допускают коррупционные проявления, заявил начальник Управления в сфере закупок Главного контрольного управления Москвы Степан Цуканов.
– Большая роль при этом отводится автоматизации всей системы закупок. Менее шести процентов всех нарушений остаются на этапе исполнения контракта. Для эффективной работы системы закупок нужно предупреждать нарушения, а не выявлять их после. Органы власти совершают однотипные ошибки, которые можно оцифровать и предотвратить таким образом. По таким закупкам мы запретили вводить дополнительные характеристики – заказчик выбирает доступный шаблон, после чего подтягивается типовой контракт, типовой шаблон, – уточнил Степан Цуканов.
Также на конференции обсудили развитие контрактной системы столицы под воздействием цифровых инструментов, то, как Москва стимулирует бизнес для участия в закупках и перспективы развития рынка закупок.

Поделиться