Добровольцы, организовавшие Фонд содействия Музею ВВС, сами качают шины шасси, поднимают самолеты на стойки, проводят мелкий ремонт, восстанавливают приходящие в негодность борта и ищут спонсоров.
ПОМОЩНИКИ
Добровольцы появились в Монино в 2005 году. Музей в то время бедствовал. Он был и остается авиамузеем с одной из самых больших экспозиций в мире. В нем только настоящие самолеты, вертолеты, планеры. Некоторые остались в единственном экземпляре.
Экспозиция размещается в двух ангарах и на стоянке площадью 20 гектаров. В 1990‑е годы музей остался практически без охраны.
Вандалы разломали салоны некоторых самолетов, украли то, что можно было сдать на металлолом. Денег на восстановление не было. В 2005 году волонтеры организовали первый субботник, на который приехали со швабрами и щетками. Потом субботники стали регулярными.
БУДНИ
Сейчас добровольцы, среди которых есть школьники, бывшие пилоты и механики, люди самых разных профессий, работают в ангарах и делают ремонт. Они же ведут переписку с конструкторскими бюро, авиакомпаниями и аэропортами и просят помочь с деталями для советских самолетов. Чаще на эти просьбы никак не реагируют, но иногда удается получить кое‑какое оборудование.
Так, аэропорт «Домодедово» отдал волонтерам два трапа к самолетам Ту-144 и Ту-114.
За каждой группой волонтеров закреплен самолет или вертолет, за состоянием которого они следят. Соратники Дмитрия Стерлигова заботятся о Ту-144, бортовой номер 77106. На нем совершали испытательные полеты в 1977 году, и он участвовал в съемках фильма «Мимино»: около него главный герой знакомится с Ларисой Ивановной.
Салон самолета был разгромлен в 90‑е. Четыре года потребовалось, чтобы привести его в порядок. Волонтеры за свой счет восстановили обшивку, сиденья, сшили чехлы.
Теперь три раза в год посетителей пускают в Ту-144, разрешают все рассматривать и трогать. «Машина должна жить, у нее должны быть пассажиры. Поэтому мы очень рады, когда сюда приходят люди», — говорит волонтер Евгений Быков. Он проводит экскурсии, рассказывая об этом борте и самолетах Ту-144.
НОВЫЕ СИЛЫ
«Мы это делаем прежде всего для себя и своих детей, внуков. Хочется, чтобы они узнавали о наших самолетах, не рассматривая старые фотографии в иностранных журналах, а приехав сюда», — Дмитрий Стерлигов объясняет, зачем он помогает Музею ВВС.
Костяк добровольцев состоит примерно из 50‑60 человек. Но рук все равно не хватает, особенно женских, чтобы, например, шить чехлы или занавески. «Когда я шла сюда, то думала: ничего не знаю про самолеты, что я могу? Сломаю еще что‑нибудь, — вспоминает Вика Струц. — А оказывается, что работа есть всегда. И она приносит такое удовольствие и мне самой, и машинам».
Узнать о том, как можно помочь волонтерам Музея ВВС или примкнуть к ним, на сайте www.aviarestorer.ru