Переделка. 12 сентября. Рабочие убирают новую плитку, которую положили на проезжую часть на Баррикадной улице. Фото Ивана АФАНАСЬЕВА
Мостовая. Так выглядела Кудринская улица (ныне Баррикадная) в 1904 году. В 1905 году рабочие Пресни во время восстания строили из этих булыжников баррикады. Булыжник заменили на брусчатку в 1930‑е годы. Фото из собрания Готье-Дюфайе
Решение властей заменить брусчатку на Баррикадной на современную плитку вызвало возмущение у горожан. В итоге москвичи добились того, что покрытие менять не будут.
ПЕРЕМЕНА. Дорога на Баррикадной уже несколько лет требует ремонта — она неровная, есть колдобины. В 2011 году брусчатку хотели заменить на асфальт, но все же отказались от этой идеи.
В среду, 5 сентября этого года, на Баррикадной начали менять брусчатку на термообработанную гранитную плитку. Предполагалось, что всю брусчатку утилизируют. К пятнице, 7 сентября, часть дороги уложили новой плиткой.
Однако уже 9 сентября Николай Переслегин, советник администрации Москомнаследия, заявил, что на Баррикадную вернут брусчатку. А новой плиткой выложат только тротуары. В понедельник, 10 сентября, только что выложенную плитку начали демонтировать.
Перемена решения властей связана с общественным резонансом, который вызвала смена брусчатки, считает Елена Ткач, муниципальный депутат Пресненского района. Об этом писали во всех СМИ, многие жители района звонили в префектуру округа и просили не менять дорожное покрытие. В итоге брусчатку решили сохранить как памятник революции 1905 года.
БУЛЫЖНИК. Один из аргументов, который приводила общественность, выступающая за сохранение брусчатки, это то, что брусчатка — образец уличного покрытия начала XIX века.
Однако символ революции 1905 года, брусчатка на Баррикадной, оказалась советским новоделом. В XIX — начале XX века Баррикадная площадь и улицы рядом с ней были выложены булыжником, говорит Владимир Седов из института археологии РАН. Именно из него рабочие Пресни во время революции 1905 года строили баррикады. В советское время булыжник на дорогах стали заменять на брусчатку, потому что дорожное полотно из брусчатки более гладкое и удобное, как для пешеходов, так и для машин.
На Баррикадной брусчатка впервые появилась в 1930‑е годы. В 1955 году по случаю 50‑летнего юбилея Революции брусчатку там капитально перекладывали, и большая ее часть сохранилась и по сей день.
Неважно, когда выкладывали брусчатку на Баррикадной, в советское время или до революции, говорит Елена Ткач. В любом случае она — часть истории, и ее надо сохранить.
Где в России сохранилось покрытие из булыжника
- Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Булыжником выложен внутренний ров стены крепости, а также дорога на въезде в Зотов бастион.
- Кремль в Смоленске. Булыжником выложена дорога на Тимирязевской улице, которая проходит вдоль стены снаружи крепости.
- Торжок. Булыжником вымощена дворцовая площадь и улицы в Верхнем городище.
- Суздаль. Булыжник на торговой площади.
- Также участок дороги, вымощенный булыжником, есть на Дмитровском автополигоне в Подмосковье. Булыжник там вымостили в 1964 году специально, чтобы тестировать подвески автомобилей на прочность.