Яндекс — ваш губернатор в Сети

Cоветник президента России по проблемам интернета Герман Клименко рассказал о взаимоотношениях малого бизнеса и виртуальной среды. Чем Сеть может быть полезна малым компаниям, куда все это развивается, что дают новые технологии? Поскольку Герман сам в прошлом интернет-предприниматель, совсем недавно перешедший на госслужбу, то и взгляд его получился вполне себе стереометричным.
 
Об УБЕРИЗАЦИИ. Еще недавно все спрашивали, что это такое. Сейчас не спрашивают. Наверное, пример «Яндекс.Такси» — уже общее место. На самом же деле это изменение в экономике, и серьезное. Когда исчезает пласт посредников, управленцев. «Яндекс.Такси» сократил около 300 диспетчерских. До этого в Москве было шесть тысяч такси. Это не только шесть тысяч водителей, это обслуживающий персонал, руководство, помещение, департамент в правительстве. И один «Яндекс» эту систему сломал. Казалось бы, плохо. Но сейчас у нас 60 000 такси. Технологии «Яндекс» утилизировали время простоя. До того таксист ездил процентов 20 времени. Сейчас же — заказ выполнил, высадил людей, его ждет новый. У «Яндекса» стандартизированные процессы, не все ими можно охватить. Например, закрылся проект «Яндекс.Мастер». Мастера разные, с ними по этой схеме работать не получается. Но и в этой сфере происходит уберизация. Что она дает малому бизнесу? Самое главное — заказы.
 
В РОЗНИЦУ ДЕШЕВЛЕ. Когда меня учили экономике, считалось, что везти товар из‑за границы под силу только гигантской компании, правильной тактикой было упаковать побольше и привезти. Но невозможно точно спрогнозировать объемы потерь: ты привез, допустим, миллион телефонов — купили 800 000 тысяч. Дилеру нужно платить и т. д. Так было всегда. Пряности в древности также возили кораблями. И вдруг выяснилась такая вещь.
 
При персональной доставке телефона его нужно купить, упаковать, адрес написать. Понятно, что доставка одной единицы дороже такой же единицы в контейнере. Но когда посчитали совокупные издержки на доставку контейнера, выяснилось, что современная логистика позволяет удешевить розницу. Потрясающее открытие. Оно кардинально меняет потребление и систему продаж. Что приводит к высвобождению огромного количества людей. 
 
Какова классическая система продаж? Вы производите USB-провод и отдаете его условной «Евросети» за 36 рублей. Продавец отдает его за 1500. Покупатель готов платить, ну и ладно, это рынок. Но ведь производитель из этой суммы получит лишь 36. Львиная доля остается у ритейла. Сейчас же все меняется. У меня знакомые из Перми делают чехлы со стразами для смартфонов. Они, работая без посредников, берут чемодан чехлов и везут в Прибалтику — так закон устроен, что им приходится так поступать, но на то он и малый бизнес, чтобы крутиться. Есть такая проблема, что к нам из Китая в розницу завозить можно, а нам туда нельзя. В России со времен социализма никак не предполагалось, что частное лицо может что‑то экспортировать.
 
МИЛЛИОН ПОСЫЛОК. Новая схема доставки меняет мир торговли. 25 декабря в Россию пришел миллион посылок. За один день! Это десять «Евросетей», десять «М. Видео» по объему продаж. И самое главное, что этот миллион посылок полностью поменял систему работы. Основная нагрузка легла на почту, на логистику и на курьеров. Раньше бы пришел эшелон, его разгрузили, товар расфасовали, отправили бы по городам, дилеры получили, расписались, в магазине выложили. А тут все упростилось. И такая технология везде. От торговли до клининга. Если людям недоступна какая‑то услуга, они ею не пользуются. Но если они ее видят, то пользуются. Возьмем тех же таксистов. Было 6000 по 4 выезда в день. 24 000 человек в сутки. Стало 60000 по 20 выездов — 1 200 000 человек. Подсчет грубый, но тем не менее. Что изменилось? Стало возможным продавать свои услуги напрямую.
 
Яндекс — ваш губернатор в Сети  фото
 
 
ИСЧЕЗЛИ РАССТОЯНИЯ. Меняется и малый бизнес. Почему он малый? Потому что обслужить людей он в состоянии только в радиусе метров 500. Любой товар — пряники, печеньки — вытащил наружу и продаешь. Кто мимо идет, тот и клиент. Ты мог продать пять пряников в день. Но в технологическом обществе пропали расстояния. Раньше все упиралось в стоимость доставки. Когда эта стоимость стала условной, все резко поменялось. Теперь все упирается лишь в твою энергию. 
 
Еще один негативный фактор исчезает. Всегда малый бизнес зависел от властей. Любит губернатор Петрова — на проходном месте открывается компьютерный магазин. Не любит — закрывается. В современном укладе ты от трафика не зависишь. В этой реальности другие расстояния, люди, губернаторы. И гораздо более равноправные условия, поисковики осуществляют выдачу достаточно равномерно. И вдруг выясняется, что твой товар пользуется спросом абсолютно в любом месте.
 
виртуальные киоски. Время жизни интернет-магазина, который решил что‑то украсть у клиента, ограничено одним днем. Украл — про тебя написали отзыв, ты больше не можешь торговать. Десять тысяч магазинов в Москве, тебя облапошили в одном, ты написал жалобу — и что? И ничего. У тебя нет медийного влияния такого, чтобы наказать жуликов. А интернет в этом плане — эхо. Оно регулирует многие процессы. Вы не поверите, но в интернет-магазинах воровства, ЧП и контрафакта на порядок меньше, чем в обычных. Замучаешься менять домены и снова регистрироваться в «Яндекс.Маркете».
 
Раньше все определялось качеством товара, расположением производства и платежеспособностью потребителей. Две последние вещи всегда были самыми важными. Качество товара было не важно потому, что в этом месте ты был единственный поставщик. Сейчас поставщиков много, но и расстояния увеличились. Все, кто работает профессионально, в плюсе. 250 000 тысяч сидят на сайте Livemaster. Это виртуальный киоск, тебе не надо арендовать территорию, руки на месте — деньги будут. Раньше если ты стоишь на проходном месте, у тебя что‑то да возьмут. И за этим может скрываться твоя неэффективность. Например, в проходных местах рестораны не очень хороши. Как только ты выходишь в интернет, там приоритетом становится профессионализм. Твоя валюта — отзывы людей, тебя рекомендуют.
 
Расстояния исчезли, остался один клик. Как фермер мог продать свои огурчики? Приехать на рынок, попасть на одно из фиксированных мест. Мне кажется, легче сдохнуть, чем все это проделать. Сейчас бесконечное количество мест с огурчиками, занимай свое. Потребителю понравилось, он рекомендацию оставит. Следом — снижение цен, больше поставщиков, происходит та самая уберизация. Технологии интернета прикрутили к реальному сектору, получили кратное увеличение производительности труда.
 

Советы для малого бизнеса от Германа Клименко

Все можно найти бесплатно. Весь софт, конструкторы сайтов, хостинги.
 
Купи домен. Нужно самостоятельно зарегистрировать свой домен, тогда тебя никто не сможет обмануть. Ты что-то сделал своими руками — ты уже знаешь 80 процентов. Смог сделать, сайт простенький, немного денег потратил, немного времени, сам во всем разобрался, разрекламировал сайт в «Яндекс.Директе», получил первый звонок. Это сэкономит огромное количество денег. В интернете очень неопределенный рынок поставщиков и подрядчиков, но даже небольшие знания позволят отсеять откровенных мошенников.
 
Не читайте умных книжек. Нет, скорее так: нет хорошего дизайна. Допустим, ты продаешь айфоны. Каждый стоит 60 тысяч. Мы делаем невозможно красивый сайт, рисуем воронки продаж. Но если мы сделаем сайт, как девочки рисуют — черный фон, розовый текст, но цифру поставим 59 тысяч, — то сайт найдут. Заявление ответственное, но: дизайн не имеет значения. Если у тебя плохой дизайн, товар будет продаваться чуть хуже. Но если товар и цена классные, клиенты тебя найдут.
 
Ты должен сам общаться с клиентом. Если Тиньков хочет продать банк, он сам общается с клиентом. Это такая тиньковизация. Ты главный эксперт, ты лучше всех знаешь продукт. Это не совсем обратная связь, это диалог хозяина и клиента.
 
Не делай интернет-проект на заемные деньги. Слишком высоки риски. Если покупаешь палатку для шаурмы, монетизация ясна: есть поток людей, они купят столько-то. В интернете это не работает, тут все может прогореть стремительно.
 
Продавай себя как эксперта. Это вариант тиньковизации для тех, кто что-то умеет делать и мечтает о бизнесе. Снимай видео, подавай свой товар лицом, заводи связи, становись экспертом. Как только ты им становишься, тебе начинают задавать вопрос: а какой нож ручной работы купить мужу, какая вышивка лучше, что из керамики в моде? Ты должен стать в глазах публики не просто экспертом — Богом.

 

Читайте также

Фильтр