Зачем нужен рейтинг

«Раньше родители передавали из уст в уста, какая школа хорошая, а какая — не очень. Но это было субъективное мнение. Сейчас вместо сарафанного радио появился рейтинг школ. Если школа в нем есть, значит в ней много всего интересного», — говорит Людмила Мясникова, председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности, о рейтинге московских школ. Его каждый год представляет департамент образования Москвы накануне начала нового учебного года.

«Мой район» рассказывает, по каким критериям формируется рейтинг, и публикует 300 лучших школ из него.

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ. Критерии, по которым будет оцениваться каждое учебное учреждение в начинающемся учебном году, становятся известны в августе. Директора школ и учителя могут учитывать их в планировании своей деятельности. Из года в год они практически не меняются, хотя кое-что добавляется. Например, с 2015 года стала учитываться работа школы с детьми, у которых есть особые потребности.

При составлении рейтинга учитываются только те параметры, которые можно объективно оценить, объясняет Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства. Именно поэтому, например, не рассматривается атмосфера в коллективе или школе. Для начисления баллов недостаточно лишь наличия профильного образования, к примеру, медицинских классов.

Дополнительные баллы начислят, если увидят, что учащиеся медклассов продемонстрировали свои знания на олимпиаде. Существующие параметры оценки охватывают практически все сферы деятельности образовательного учреждения. Школы получают затем таблицу со своими результатами по всем критериям, которые рассчитывает Центр педагогического мастерства.

«Мы видим, по каким критериям хорошо поработали, а по каким не очень. Это помогает в честной самооценке», — говорит Андрей Зинин, директор школы № 2114. «Для школ рейтинг — это хорошее зеркало, которое позволяет посмотреть на себя со стороны», — добавляет Марианна Лебедева, директор Городского методического центра.

ПОДДЕРЖКА. По результатам рейтинга правительство Москвы поддерживает 170 лучших школ. Им выделяют гранты трех степеней: по 15, 10 или 5 миллионов руб- лей. Эти деньги школы могут потратить на премии работникам, развитие материально-технической базы и оснащение самого образовательного учреждения.

Рейтинг создает здоровую конкуренцию среди московских школ, считает Марина Смирницкая, заместитель руководителя департамента образования Москвы. «Это то, что стимулирует педагогические коллективы и повышает их меру ответственности перед родителями, которые доверили своих детей».

Все школы ждут рейтинг и место своего образовательного учреждения в нем, признают директора. Но воспринимают его как вектор дальнейшего развития и инструмент действия, считает Ирина Жданова, директор лицея № 1560. В Москве лучшие школы устраивают обмен опытом. Они показывают коллегам инструменты и механизмы, благодаря которым любая школа может серьезно повысить свои образовательные результаты.

Третий год подряд рейтинг лучших московских школ возглавляет лицей № 1535. Но ошибочно говорить, что в ТОПе всегда одни и те же, считает Иван Ященко из Центра педагогического мастерства.

«Мы наблюдаем большую динамику. Есть школы, которые за год поднялись на 100 и более пунктов». Рейтинг, по мнению Марины Смирницкой, замруководителя департамента образования Москвы, способствовал появлению школ с высокими образовательными результатами практически в каждом районе Москвы. И теперь ситуация, когда родители в поисках хорошего лицея или школы старались попасть в несколько десятков образовательных учреждений, которые хвалили другие родители, практически исчезла.

КРИТЕРИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА

1. Качественное массовое образование. Учитываются результаты ЕГЭ и ОГЭ учеников.

2. Развитие талантов максимального количества обучающихся.

3. Качество знаний, подтверждаемое внешней оценкой (участие в олимпиадах).

4. Результативность дошкольных групп. Отслеживается через статистику портала госуслуг. Когда родитель после посещения дошкольных групп оставляет ребенка в той же школе, при которой они организовывались, то это будет отражено в рейтинге. Чем больше таких детей, тем лучше для образовательного учреждения.

5. Профилактика правонарушений. Если ученик стоит на учете в отделении по делам несовершеннолетних и в течение года не совершит никаких правонарушений, школа получит за него в 100 раз больше баллов, чем за работу с обычным ребенком.

6. Работа с детьми с особенными возможностями (наличие инклюзивных классов, участие в олимпиадах таких школьников).

7. Развитие массового любительского спорта.

8. Развитие профессионального мастерства (результаты конкурсов профмастерства, которые демонстрируют ученики).

9. Использование социокультурных ресурсов города в процессе обучения (посещение музеев, театров, концертных залов и так далее).

***

Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Образование: Перезагрузка». Мы рассказываем о том, как современные технологии меняют систему школьного образования в России и какие дополнительные возможности появляются у педагогов и учеников благодаря им. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать в нашей рубрике о своем образовательном проекте, который основан на использовании современных технологий, напишите нам письмо на почту redaktor@mr-msk.ru

Читайте также

Фильтр