Жизнь без киосков

«У меня стало меньше покупателей на новом месте. Но зато теперь я точно знаю, что меня никто не снесет», — говорит Дмитрий Игнатенко, индивидуальный предприниматель из Москвы, который торгует цветами и букетами.
 
В 2015 году павильон, в котором находился его магазин, как и десятки других, пришлось снести по предписанию городских властей. Объект не попал в схему размещения стационарных объектов торговли района. Незадолго до сноса Дмитрий переехал на первый этаж здания, расположенного недалеко от прежней торговой точки.
 
Но найти новое место для своего бизнеса так же легко, как Дмитрий Игнатенко, смогли не все предприниматели из Москвы, чьи магазины, павильоны и ларьки снесли.
 

Тенденция: До 2010 года в Москве было около 14 тысяч ларьков, по данным РБК. В 2016 году их должно остаться около 5 тысяч

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ. В начале 2015 года многие предприниматели, владевшие киосками, стали переезжать на первые этажи жилых зданий. В прошлом году из схем дислокаций районов исключали большое количество павильонов по разным причинам. И их владельцы начали искать новое надежное место для своего бизнеса, объясняет Сергей Селиверстов, заместитель руководителя московского отделения «Опоры России».
 
Переезд на первые этажи был хорошим выходом. Но с середины прошлого года этот процесс застопорился, утверждает Сергей Селиверстов. Город ужесточил правила перевода жилых объектов в нежилые. Теперь для этой процедуры необходимо получить согласие 2 / 3 собственников квартир в доме. Это делает перевод почти невозможным. 
 

Дефицит: Москве не хватает малых торговых форматов, считает Владлен Максимов, президент Коалиции киоскеров

ПЕРЕЕЗД. Арендовать уже имеющиеся нежилые объекты на первых этажах домов многим предпринимателям не позволяет высокая аренда, говорит Сергей Рак, директор по развитию сети компании «Маркон» (торговая марка «Стардог!с»).  «Многие предприниматели, которые работали по нашей франшизе, после сноса палаток так и не смогли никуда переместиться», — добавляет он. Ведь для палатки фастфуда важна не только сама площадь, но и место. Киоски стояли там, где были потоки людей.
 
В Москве из‑за сноса палаток почти на треть сократилось количество работающих по франшизе «Маркона» точек — до 300. Часть предпринимателей переместилась из центра Москвы на окраину, рядом с пересадочными узлами, еще часть переехала в Подмосковье. Многие закрылись. 
 
Дмитрий Игнатенко, владелец цветочного магазина, переехал на первый этаж дома в середине прошлого года. Он снял часть офисного помещения по приемлемой цене. Переезд потребовал новых вложений — около 350 тысяч рублей пришлось потратить на ремонт, закупку новых витрин, холодильников и кондиционера.
 
Новая точка располагается на той же улице, где киоск Дмитрия простоял более 10 лет. Только на противоположной стороне. Покупателей стало меньше: раньше киоск находился около перекрестка, а сейчас в глубине Селезневской улицы. Но постоянные клиенты нашли Дмитрия Игнатенко и говорят, что им новое помещение очень нравится. «Я уже тут все переоборудовал и сделал более уютным свой магазин. Даже рад, что теперь работаю здесь», — говорит предприниматель.
 
МЕНЯТЬСЯ. Снос палаток привел к тому, что владельцам некоторых из них пришлось полностью поменять специализацию, рассказывает Владлен Максимов, президент Коалиции киоскеров России. Например, практически исчезли палатки, торгующие пивом и табаком. Владельцам таких киосков вместе с новым местом пришлось искать и новую специализацию.
 
Некоторые предприниматели были вынуждены сокращать объемы продаж из‑за нового местоположения. Так произошло с магазином автозапчастей на Часовой улице. Двухэтажный магазин снесли 9 февраля из‑за проблем с документацией, утверждают городские чиновники. Его владельцы нашли помещение напротив: на втором этаже рынка. Торговые площади там меньше, поэтому пришлось сократить количество товара и штат сотрудников.
 
«Теперь у нас неудобный вход, надо подниматься по лестнице — для наших клиентов это все неудобно. Но хорошо, что хоть удалось сохранить бизнес», — говорит Яна Савина, дочь владелицы магазина.
Поделиться