КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Речь идет об академическом школьном учебнике «Физическая культура» для 5‑го класса (автор А. П. Матвеев). В некоторых школах родителей его заставляют покупать, в других выдают.
В книге 112 страниц. Первые три об истории — олимпийские игры древности. Треть учебника — всевозможные определения: что такое режим дня, правильная осанка, советы, как избежать плоскостопия, правильно закаливаться и заниматься утренней гимнастикой (для тех, кто не знает, как подтягиваться или делать наклоны вперед, даны в помощь графические картинки).
Далее в книге только рекомендации: как правильно прыгать, бегать, метать, толкать, кататься на лыжах и т. д. А также вкратце правила самых популярных спортивных игр. Зачем это нашим детям?
МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
«Учебник по этому предмету нужен, но совершенно не такой», — уверен Олег Антонов, преподаватель физкультуры, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года — 2013».
По словам Антонова, учителя с 15‑летним стажем, у него хватает знаний, как объяснить выполнение упражнений на практике. «Но я слабо представляю, как школьник, например, научится метать по технике, описанной в учебнике, по‑моему, он только запутается», — отмечает Антонов.
Также учитель считает, что учебники по физкультуре для пятиклассников перегружены теоретическими знаниями о мышечной, нервной системах, физиологии, строении скелета, хотя анатомию, биологию и химию школьники начнут изучать только в старших классах.
Учебник должен рассказывать об истории и современном состоянии тех или иных видов спорта, давать информацию о рекордсменах, чемпионах, их методиках, говорит Антонов: «В таком случае ребятам будет интереснее смотреть трансляции тех же олимпийских игр, чемпионатов. Это реальное стимулирование интереса к спорту».
ПО СТАРИНКЕ
«Я знаю, что большинство учителей физкультуры, да и родителей, не понимают и не принимают введения учебников, тетрадей и домашних заданий по своему предмету, — говорит Анатолий Матвеев, автор школьного учебника «Физическая культура», завкафедрой теории и методики физического воспитания и спорта Педагогического института физкультуры. — Это связано с тем, что российские стандарты образования принципиально отличаются от тех, что существовали в советские времена».
Сейчас, по утверждению Матвеева, физкультура в школе должна подталкивать ребенка к самостоятельным занятиям спортом, получению базовых знаний в этой области. А большинству учителей проще по старинке стоять со свистком во рту и рулеткой под лозунгом «Быстрее, выше, сильнее» и не более, добавляет Матвеев.
СТАНДАРТА НЕТ
«Поскольку физкультура входит в федеральный перечень предметов, то учебник должен быть, это даже не обсуждается, — объяснил «Моему району» Владимир Дрига, советник Президиума Российской академии образования (РАО), глава комиссии по экспертизе учебной литературы. — Сейчас для школ допущены учебники по физической культуре семи авторов или авторских коллективов. Все они отличаются как по подаче материала, так и по содержанию».
По его словам, первый российский учебник по физкультуре поступил к ним на экспертизу в 2005 году, и сейчас ежегодно появляется еще два‑три оригинальных издания.
«Возможно, нынешних семи вариантов учебного пособия для такого предмета, как физкультура, многовато, сложно и оценить плюсы и минусы каждого, — говорит эксперт. — Но процесс идет: поступают замечания от учителей, методистов, родителей, тренеров. Издания дополняются, переписываются. Думаю, через несколько лет мы получим учебник, который будет вызывать не отторжение, а интерес и у преподавателей, и у детей, и у родителей».