Золотые вы наши!

    ПОБЕДА. Михаил Сурков (справа) с напарником Александром Николичем и тренером отмечают победу. На этот раз на турнире «Двух столиц» — ребята заняли первое место. В состязании участвовали 40 команд школьников в возрасте от 10 до 18 лет.
    ПОБЕДА. Михаил Сурков (справа) с напарником Александром Николичем и тренером отмечают победу. На этот раз на турнире «Двух столиц» — ребята заняли первое место. В состязании участвовали 40 команд школьников в возрасте от 10 до 18 лет.

    В этом году столичные школьники привезли домой десятки международных наград

    Пока россияне переживали, поедут ли наши спортсмены в Корею, московские школьники тихо и без салютов пополняли медальный фонд, возвращаясь с «золотом» и «серебром» с международных соревнований разного уровня и специализации. Это «золото» с Международной выставки робототехники в Японии, Европейской олимпиады по информатике для юниоров (European Junior Olympiad in Informatics), Международной биологической олимпиады, Международной физической олимпиады, Международной олимпиады по информатике, Международной естественно-научной олимпиаде в Нидерландах. Звучит банально, но «и мир посмотрели, и себя показали». Корреспондент «Моего района» пообщался с двумя яркими номинантами, работающими над тем, чтобы сделать мир добрее, экологичнее и безопаснее.

    Далеко. Олимпиады с участием москвичей проходили не просто за границей, но и на других континентах

    Михаил Сурков, 10 класс. Учащийся из школы № 1580 при МГТУ им. Баумана занял первое место на Международной выставке робототехники в Японии.Он презентовал устройство, способное облегчить жизнь незрячим. При приближении к препятствию (например, столбу или ступеньке) прибор начинает вибрировать. Сила вибрации зависит от расстояния. Идею Михаилу подсказал друг. А испытатель нашел школьника сам.

    ПРИБОР. Испытатель для устройства, помогающего незрячим ориентироваться в пространстве (голубая коробочка на запястье), нашел юного изобретателя сам. Вернее, его родственники прочитали про Михаила Суркова в местной газете.
    ПРИБОР. Испытатель для устройства, помогающего незрячим ориентироваться в пространстве (голубая коробочка на запястье), нашел юного изобретателя сам. Вернее, его родственники прочитали про Михаила Суркова в местной газете.

    «Обо мне написали статью в местной газете. Родственники одного пожилого физика, который медленно терял зрение, нашли меня. То, что у моего помощника было фундаментальное образование, очень помогло», — говорит Михаил.

    Себестоимость такого прибора — 15-35 долларов. Его можно собрать за полчаса, как конструктор, что удешевляет прибор. Сейчас изобретение спрятано в чехол и ждет своего часа. Его как минимум нужно сертифицировать. А Миша конструирует робота-сумоиста. Поединок с таким же роботом от другой команды намечен на весну.

    ГЛАЗА. Этот прибор вешается на шею, помогая незрячим ориентироваться. Его в шутку зовут «пищащими глазами».
    ГЛАЗА. Этот прибор вешается на шею, помогая незрячим ориентироваться. Его в шутку зовут «пищащими глазами»

    Михаил Назаров, 11 класс. Судьба другого юного изобретателя делает удивительные виражи. Поступив в лицей 1502 в седьмом классе, Михаил увлекся робототехникой, придумал автоматическую систему полива комнатных растений. Очень быстро под руководством инженера лаборатории лицея Владимира Пояркова Михаил стал призером городской инженерной конференции «Потенциал». В научном центре «Сириус» в Сочи участвовал в сборке беспилотного автомобиля. А потом, вернувшись из Сочи, решил круто поменять научную траекторию.

    Проекты. Во многих случаях лицеистам помогают педагоги, которые также преподают и в вузах

    «Робототехника — это круто, но я почувствовал, что химия интересует намного больше. Мы с другом и одноклассником начали участвовать в чемпионате JuniorSkills.

    Последовали олимпиады разных уровней, они подтолкнули к идее своего проекта «Исследование аминофорных комплексов» под руководством учителя лицея, кандидата химических наук, доцента МЭИ Марины Осиной.

    «Мы синтезировали два новых соединения, которые пока не были известны в химии. Их, скорее всего, включат в Кембриджскую базу известных веществ. Мы исследовали их свойства и предполагаем, что они могут быть антибиотиками. Пока же соединения ведут себя не так, как большинство известных веществ. Мы проанализируем — вдруг окажется чем‑то полезным», — рассказывает юный химик.

    ЭКОЛОГИЧНО. Со стороны биоплато похоже на аквариум с растительностью. Однако, цена разработки «аквариума» приближается к шести нолям. На форуме в Манеже эффективность плато школьник демонстрировал при помощи ярких рыбок, любящих чистую воду.
    ЭКОЛОГИЧНО. Со стороны биоплато похоже на аквариум с растительностью. Однако, цена разработки «аквариума» приближается к шести нолям. На форуме в Манеже эффективность плато школьник демонстрировал при помощи ярких рыбок, любящих чистую воду.

    В «Сириусе» молодой человек попал в смежный биохимический и робототехнический проект — разработку дрейфующего биоплато. Его глобальная цель — мониторинг и био- очистка окружающей водной среды. Это поможет бороться с большой проблемой водоемов — цветением и массовым гниением микроорганизмов в жаркую погоду. Михаила пригласили на школьную пресс-конференцию «Недетский вопрос», организованную компанией НТВ. Опыт этой поездки оказался весьма положительным — разработку и опыты с плато, которое стоит под миллион рублей, ребятам профинансировали. А еще они первыми протестировали в «Сириусе» атомно-силовой микроскоп — он позволяет рассматривать молекулы.

    Детский MBA. Эксперты оценили более 200 проектов, над которыми работали 600 школьников

    Школьник получил очень солидную премию от Центра Педагогического мастерства г. Москвы. Впереди у Михаила — участие во Всероссийской олимпиаде по химии, поступление на химфак МГУ, весенняя тематическая смена в «Сириусе» и участие в международном смотре проектов Intel ISEF в США.

    А судьба «цветочной поливалки» оказалась интересной — школьник не делал тайны из чертежей. Сперва хотел запатентовать, но не было времени. Чертежи он рассекретил. Вскоре на рынке, изначально в Великобритании, появилось устройство, принцип работы которого подозрительно похож на тот, что стоял на московском подоконнике. Но мальчик никого не обвиняет в плагиате, считая, что «правильные идеи витают в воздухе».

    НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ. Так получилось, что с Владимиром Путиным юный химик и изобретатель Михаил Назаров встречался три раза за два года — дважды в «Сириусе» и один раз в Москве (на фото — форум в Манеже, где присутствовали еще и главы всех конфессий).
    НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ. Так получилось, что с Владимиром Путиным юный химик и изобретатель Михаил Назаров встречался три раза за два года — дважды в «Сириусе» и один раз в Москве (на фото — форум в Манеже, где присутствовали еще и главы всех конфессий).

    Предпринимательский дебют. У нынешних детей есть все шансы еще за партой понять, что деньги можно заработать «своим умом». В помощь таким детям — сессии Kinder MBA, дважды в год проходящие на базе экономфака МГУ.

    «В бизнес-школе учится более 600 учеников, — рассказывает соосновательница школы Кнарик Арабян. — Программа KinderMBA Foundation предназначена для 9‑11 классов и реализуется с экономическим факультетом МГУ. Она включает 4 базовых модуля, а также посещение крупных компаний, профориентацию и тренинги».

    KinderMBA работает в коллаборации с «Лигой роботов», основанной Павлом Баскиром. «Лига роботов», кстати, привезла «золото» с World Robot Olympiad 2017, своеобразных Олимпийских игр по робототехнике.

    23 декабря юные предприниматели защищали в МГУ свои проекты. И совсем малыши заработали свои первые деньги. В проект «Школьный музей мобильных телефонов» инвестировала основатель частной школы «Макарун» Лола Шурыгина. Музей откроется на базе этой школы. Команда «Электроники», выигравшая этот приз, состоит из двух младше­классников — Ульяны Сургановой и Елисея Шишкина.

    Идеи. Многие проекты достойны коммерциализации, признают эксперты. А некоторые уже реализуются

    «Классно — вот та мысль, которая рождается, когда смотришь на них — поколение будущих предпринимателей, — делится Лола Шурыгина. — Они масштабны, их идеи великолепны, хоть завтра запускай в серийное производство».

    И проект с прошлой защиты «Еда в рожке» действительно запущен — пока в одной школе. Его придумал 13‑летний Станислав Аргунов. В какой‑то момент он задумался о правильном питании. В школе и у дома — только фастфуд. Подросток решил, что должен «выстрелить» синтез принципов фастфуда и здорового питания. Мальчик решил продавать в рожках из‑под мороженого салаты, свежие фрукты, творожные десерты. Цена на рожки ниже популярных бургеров. Ребята сами разрабатывали меню, учитывая вкусы одноклассников.

    МАЛАЙЗИЯ. Самые юные — шестилетки! — победили на олимпиаде по ментальной математике.
    МАЛАЙЗИЯ. Самые юные — шестилетки! — победили на олимпиаде по ментальной математике.

    Дети запустили бот в «Телеграме». Инвестора нашли, записав ролик на Youtube. Прибыль, на которую они планируют выйти весной, — 400 тысяч рублей.

    Команда Interesting kinder защитила проект «Домашняя еда в школу». С этой темой также перекликаются проект Kombo-cup — производство термокружки с возможностью заваривания капсул с чаем. Дополнением этой идеи можно считать еще проект-победитель «Бескалорийное печенье».

    «Некоторые идеи достойны коммерциализации, — признает преподаватель, кандидат экономических наук Елена Чапкина. — И есть проекты с прошлой защиты — уже реализованные администрациями школ».

    Наши Гранд-чемпионы

    Хитахунов Тимур, 9 лет, решил 70 примеров 2 уровня цикла Kids за 5 минут (60 примеров на сложение и вычитание из 4 слагаемых, 10 на умножение двузначных на однозначные).

    Ульянова Ульяна, 7 лет, решила 70 примеров 1 уровня цикла Tiny Tots за 5 минут (70 примеров на сложение и вычитание из 4 слагаемых).

    Обсчитали всех! Юные москвичи стали чемпионами по ментальной арифметике

    Летом с победой из Малайзии вернулись участники олимпиады по ментальной математике (в этой дисциплине складывают и умножают в уме многозначные числа). Всего ездило семеро ребят в возрасте от шести до девяти лет. В соперниках у них было 600 ровесников. Все они занимаются ментальной арифметикой ALOHA Mental Arithemtic. В отличие от многих других стран, в России пока этот метод не входит в школьную программу.

    Ментальная арифметика активно задействует оба полушария голов­ного мозга, обучает устному счету, в результате ребенок может без калькулятора перемножать двух-, трехзначные числа, вычислять квадратные корни. И делать это быстро.
    Задания для младшей группы на первый взгляд не очень сложные. Но эти «простые» семьдесят примеров, по условиям соревнований, надо решить за 5 минут.

    «Россияне взяли все возможные награды, — отмечает представитель ALOHA Mental Arithmetic Russia Евгения Хегай. — Два наших ученика стали гранд-чемпионами в своих категориях, решив все 70 примеров без ошибок и раньше, чем пробил финальный гонг».

    Доска почета

    Учащиеся, вернувшиеся в Москву с «золотом»

    Европейская олимпиада по информатике для юниоров — European Junior Olympiad in Informatics (eJOI)

    • Александр Шеховцов, шк. № 179
    • Егор Лифарь, шк. «Интеллектуал»

    Международная биологическая олимпиада

    • Татьяна Пашковская, шк. № 192

    Международная физическая олимпиада

    • Дмитрий Плотников, шк № 1329

    Международная олимпиада по информатике

    • Владимир Романов, шк. «Интеллектуал»

    Международная естественно-научная олимпиада

    • Никита Чернов и Илья Панов, шк. № 1568
    • Григорий Бобков, шк. № 1589

    III национальный чемпионат JuniorSkills (разные компетенции)

    • Алина Барсегова, шк. № 2101
    • Алина Доброва, шк. № 2101

    Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi-Tech 2017) — разные компетенции

    • Мария Никифорова, шк. № 777
    • Вячеслав Стесик, шк. № 1631
    • Павел Гладкий, шк. «На проспекте Вернадского»
    • Борис Некрасов и Никита Ганженко, шк. № 1466 им. Надежды Рушевой
    • Александр Дремов, Инженерная школа № 1581

    Международный турнир по информатике

    • Александр Шеховцов, шк. № 179
    • Семен Савкин, шк. № 57

    Особые номинации:

    • Семён Ломасов, шк. № 1530 — международный мастер, многократный чемпион Москвы в своем возрасте, многократный победитель и призер чемпионатов России, чемпион мира до 16 лет в 2016 году, участник командного турнира «Белая ладья», постоянный участник международных и всероссийских соревнований.
    • Вера Горбачёва, шк. № 806 — трёхкратная чемпионка соревнований «Чудо-шашки», неоднократная чемпионка Москвы по шашкам среди взрослых, многократная чемпионка Москвы по шашкам среди детей разных возрастов, член сборной Москвы, сборной России по шашкам, чемпион Мира по шашкам среди детей.
    Поделиться