Зона досмотра. Как угроза террора меняет московское метро

Немного статистики

Повышается количество пассажиров – растет число преступников, орудующих в подземке. Следственный комитет зарегистрировал в прошедшем году увеличение тяжких преступлений в метро на 40%.

По данным пресс-службы метрополитена, столичная подземка перевозит более 7 млн человек ежедневно и около 8,5 млн в будние дни.

По данным Московского уголовного розыска, за первые месяцев 2013–го в метро было совершено 1,66 тыс. преступлений, раскрыть удалось 709.

И, если «обычных» карманников, телефонных воров и дебоширов отслеживают с помощью видео камер и патрулей, но для отслеживания возможных террористов этого арсенала недостаточно.

Всего на программу повышения безопасности на транспорте, принятую после терактов в московском метро в марте 2010–го, было выделено 46 млрд рублей — из них 12 млрд расходуются на повышение безопасности российских метрополитенов в семи городах России.

Теракты в московском метро

Зона досмотра. Как угроза террора меняет московское метро  фото

1977 год

Сегодня мало кто помнит, что первый в современной российской истории взрыв в метро произошел в «застойном» 1977 году. Сразу после Нового года, 8 января. Бомбу взорвали на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Жертвами теракта стали 44 человек, их них 7 погибли. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными.

1996 год

11 июня 1996 года в вагоне поезда между станциями «Тульская» и «Нагатинская» взорвалась самодельная бомба фугасного типа. Жертвами теракта стали 18 человек, из них 4 погибших. По состоянию на 2001 год уголовное дело не раскрыто. Ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственность за теракт.

1998 год

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила.

2000 год

8 августа 2000 года в 17:55 в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения.

2004 год

февраль 6 февраля 2004 года на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» взорвалась бомба мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте. Погибли 41 человек (не считая самого террориста) и свыше 250 получили ранения.

2004 год

август 31 августа 2004 г. в 20:50 по московскому времени смертница совершила теракт у вестибюля станции «Рижская». Погибло 8 человек, исключая саму террористку и её сообщника Николая Кипкеева, около 50 человек получили ранения различной степени тяжести.

2010 год

29 марта 2010 года в 7:56 по московскому времени произошёл взрыв на станции метро «Лубянка» и второй — на станции метро «Парк культуры»-радиальная в 08:37. Погибли 41 человек, раненых — 88 человек, 73 человека были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

Минус буфет, плюс досмотр

Зона досмотра. Как угроза террора меняет московское метро  фото

Первыми «жертвами» в борьбе с терроризмом в метро стали урны. С момента открытия первой станции метро и до 1977 года, на каждой станции подземки стояли десятки урн. После того, как их стали использовать террористы как вместилища бомб, урны убрали.

Потом, после взрывов 2010 года, в метро появились металлодетекторы и стало внедряться видеонаблюдение.

И, наконец, как пишет сегодня газета «Известия», московский метрополитен договорился с тремя компаниями о поставке спецоборудования для комнат личного досмотра – это рентгеновские установки неконвейерного и конвейерного типа, а также стационарные рамочные металлодетекторы.

Комнаты досмотра

Московский метрополитен собирается оборудовать 46 станций комнатами личного досмотра пассажиров. В комплекс комнаты досмотра входит рамочный детектор, рентгеновская установка и, возможно, взрывозащитный контейнер.

Первые 40 контейнеров уже находятся в распоряжении метерополитена – их поставила ООО НПП «Экотест ЛТД». Предполагается, что их поставят на тех станциях метро, которые выходят к московским вокзалам — «Курской», «Павелецкой» и «Комсомольской».

Кроме того, метрополитен будет использовать и аппаратуру радиационного контроля.

Взрывозащитный контейнер

Контейнер представляет собой специальную бочку, назначение которой – поглотить возможный взрыв, например, от гранаты.

Сегодняшние приоритеты

Как сообщает служба имущественно-земельных отношений и инвестиций метрополитена, сейчас ведется работа по поиску или созданию свободных мест в метро для создания досмотровых зон на каждой станции.

Рассматривается вариант расчистки пространства за счет автоматов по продаже билетов и различных киосков: газетных, буфетов и прочего. Службы метрополитена не скрывают: если досмотровой зоне киоск или автомат помешает, то предпочтение в конфликте будет отдаваться обеспечению безопасности людей.

Напоминаем, что с 1 декабря столичный метрополитен расторг договор аренды с владельцем точек общепита в метро – компанией ООО «Буфет Метро», именно по причине нехватки места в вестибюлях станций под досмотровые зоны.

Глушилки радиосигналов

Известно, что террористы используют мобильные телефоны как дистанционные взрыватели, иногда – дублирующие. Взорвать бомбу, имея такой взрыватель, можно где угодно, было бы покрытие. При этом находиться в радиусе взрыва не обязательно.

По мысли спецслужб, заглушение радиосигналов помешает возможным смертникам. Однако, сегодня в войне технологий между террористами и спецслужбами приняты различные частоты, и не все может заблокировать глушилка.

А вот пассажиры при таком способе обеспечения безопасности могут забыть о мобильной связи в метро. Да и об интернете тоже.

Согласно опросу ВЦИОМ после первого теракта в Волгограде, 49% россиян считают, что от терроризма защититься невозможно. Еще в 2010 году (после взрывов в московском метро) тех, кто считал, что от терроризма нет защиты, была всего треть опрошенных.

Полагают, что предотвратить теракт было возможно, всего 41%. Не боятся стать жертвами теракта всего 10% респондентов.

Очень боятся стать жертвами террористов 29% опрошенных.

Читайте также

Фильтр