Накинуть на плечи Шуховскую башню

Накинуть на плечи Шуховскую башню, фото

2-1

Основатели кочевой дизайн-студии Baklazanas Ирина Горячева и Александр Куценко привнесли русский авангард не только в массы, но и в бизнес. В своих работах дизайнеры часто обращаются к этому направлению в искусстве, считая, что оно было несправедливо и скоропостижно забыто на своей родине – в России, а в наше время недопонято.

Погрузиться в тему Ирине и Александру помогла история с несостоявшимся демонтажом Шуховской башни — символа авангарда. Тогда, в 2014 году, дизайнеры выпустили плакаты и сумки с принтом башни в защиту памятника архитектуры. Эта идея так понравилась москвичам, что пришлось допечатывать тираж. За ней последовали и другие вещи с архитектурными символами ушедшей эпохи, например, настенные календари с культовыми авангардными зданиями Москвы и даже шерстяной ковер с Домом Наркомфина. О важности сохранения авангардной архитектуры, дизайне и бизнесе, «Малому бизнесу» рассказала Ирина Горячева.

Накинуть на плечи Шуховскую башню  фото

В ПУТИ. Ирина с детства была полна творческими идеями и любила рисовать. Но ее родители считали, что художники мало зарабатывают и заканчивают свою жизнь печально. Поэтому девушка поступила в Институт стран Азии и Африки МГУ, получила диплом филолога-арабиста и начала работать переводчиком. Впрочем, любовь к рисованию не пошла с годами. Еще во время учебы один популярный глянцевый журнал заказал у Ирины иллюстрации для статьи о психологии. Она была поражена этим, потому что не имела соответствующего образования, но издание высоко оценило иллюстрации. «Я получила огромное удовольствие, работая над этим проектом, и уже тогда подумала, что переводческая деятельность не мое, — вспоминает Горячева. – Кроме этого, после окончания университета оказалось, что найти работу дизайнеру без образования легче, чем переводчику с дипломом. К тому моменту я уже владела всеми необходимыми графическими программами и начала совмещать профессии». Затем Ирина все же решила реализовать мечту детства и стать художником — она поступила в Московский художественно-промышленный институт на факультет графического дизайна и, закончив его в 2012 году, окончательно попрощалась с переводом. Однако диплом филолога-арабиста все равно помогает дизайнеру. Например, сейчас Ирина помогает открыть новый музей в Каире — The Grand Egyptian Museum, строящийся рядом с пирамидами. Она консультирует местных специалистов на тему музейного графического дизайна (разработка бренд-стратегии будущего музея, музейный брендинг, выставочная графика,  этикетаж и т.д.).

Накинуть на плечи Шуховскую башню  фото

КОЧЕВНИКИ. Студия Baklazanas появилась в 2013 году, когда давние партнеры Ирина и Александр решили объединить свои таланты официально. В команде Ирина отвечает за творческую часть, а Александр за управленческую и финансовую. «Это оказалось выгодное партнерство, потому что я смогла заниматься только творчеством, сняв с себя все административные и финансовые вопросы, — отмечает Горячева. – Моя производительность повысилась, а Александр стал работать в приятной для себя сфере — он тоже увлекается дизайном и хорошо в нем разбирается». Так родилась кочевая студия Baklazanas. Дизайнеры называют свою студию кочевой неспроста — они передвигаются по земному шару за своими проектами — по России, Японии, Испании, Германии, Египту и т.д. «У нас нет офиса в какой-то определенной точке мира, — уточняет Ирина. — Мы можем жить и делать проекты в разных городах – едем туда, куда нас зовут работать. Наша команда также рассеяна по всему миру (для некоторых проектов партнеры приглашают других дизайнеров-помощников) и взаимодействует по интернету. Кстати, отсутствие офиса здорово экономит деньги, которые бы мы отдавали за аренду». Производство продуктов студии также не привязано к России и отдано на аутсорсинг. Заказы могут выполняться в нашей стране, Китае, Египте и т.д. Все зависимости от того, где есть нужное производство по доступной цене и качеству, поясняет Ирина. Свои работы дизайнеры продвигают в основном соцсетях – Фэйсбуке и Инстаграме, но часто товар становится известным по сарафанному радио, как это было с сумкой. К платной рекламе партнеры пока не обращались.

Открытие студии, по словам Ирины, повлекло за собой минимальные вложения, а в производство вкладываются собственные деньги. Первую прибыль дизайнеры получили примерно через год работы студии, но в окончательный плюс вышли через полтора года работы. «Мы иногда вступаем в творческо-финансовые споры, — добавляет Ирина. —  Например, Александр говорит, что наш очередной проект слишком дорог в производстве и не окупится. Часть надежд и мечтаний разрушаются таким образом, но это приземляет меня. Тогда мы думаем, как удешевить проект без потери качества».

Накинуть на плечи Шуховскую башню  фото

ПРОЕКТЫ. Студия занимается разными проектами, связанными и несвязанными с русским авангардом. Из несвязанных, например, Baklazanas разрабатывает для компаний-заказчиков логотипы и помогает сформировать собственный стиль. Но широкой аудитории партнеры стали известны именно благодаря авангарду. «Мой интерес к направлению начался с Дома Наркомфина много лет назад, — рассказывает Ирина. — Я застала его в ужасном состоянии — он был похож не на корабль, а на выброшенную на берег мертвую рыбу. Но, несмотря на это, я начала интересоваться историей дома, его дизайном и тема меня увлекла». Именно из-за любви к авангардным зданиям дизайнер решила поучаствовать в спасении Шуховской башни. Все началось с того, что друзья Ирины из Центра авангарда попросили ее сделать плакат против демонтажа. Эти плакаты спустя 5 лет до сих пор скачивают с сайта Baklazanas. Потом принт «переехал» на тканевые сумки, как плакат, который можно всегда носить с собой, показывая свою гражданскую позицию. Неравнодушные к башне люди по принту узнавали друг друга в городе и спрашивали, где достать такие сумки. В итоге, проект вылился в линию вещей с архитектурным памятником. Например, студия выпустила яркие шейные шелковые платки к 95-летию Шуховской башни, где она изображена вместе с другими символами эпохи — зданиями будущего, самолетами, парящими дирижаблями и горящими электрическими лампочками, обозначающими наступление эры индустриализации.

Еще один успешный и самый популярный проект студии – это конструктивистская карта «Новая Москва». Она содержит 180 памятников архитектуры, среди которых как всемирно известные постройки советского авангарда, так и менее известные отдельные здания и целые жилые кварталы. Карта достаточно условная и, скорее, декоративная — арт-объект. «Новая Москва» получила награду Red Dot Design Award – 2017, это одна из самых авторитетных премий в области дизайна.

Накинуть на плечи Шуховскую башню  фото

Еще один успешный проект, по мнению Ирины, это иллюстрации для фильма об Осипе Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда». Это кино на стыке искусств и жанров: кукольного театра, дизайна, компьютерной графики, документалистики. За эту работу студия также получила несколько крупных дизайнерских наград.

Кроме этого, Baklazanas выпускает настенные календари на год. Календарь этого года – «Невозможная Москва», посвящен нереализованным архитектурным проектам советского времени. Например, там есть летающий город (на воздушных путях сообщения), «горизонтальные небоскребы», Дворцы труда, советов и т.д. Календарь 2019 года посвящен самым известным авангардным зданиям Москвы. Они изображены в стиле пиксель-арт, который встретился с супрематизмом, шутит дизайнер.

Все продукты студия выпускает лимитированным тиражом. Когда какая-то работа раскупается, то партнеры не производят ее снова, несмотря на запросы. Ирина считает, что нужно придумывать новое, а не повторять старое. Поэтому в планах у Baklazanas продолжать создавать новые вещи. Также студия готовит образовательный курс по музейной графике и дизайну для дизайнеров, работающих в этой сфере.

Накинуть на плечи Шуховскую башню  фото

«Авангард – это наш бренд»

Авангард – отечественное изобретение, он внушительно повлиял на мировую архитектуру и искусство, и спустя сто лет остается актуальным. В 1920-х годах, на своей заре, русский авангард охватил все области творчества молодого социалистического государства: от живописи и архитектуры до дизайна вещей, рекламных плакатов, поэзии и музыки. Однако уже в 1930-х годах конструктивизм и сталинский ампир стали вытеснять авангард (на Западе он еще долгое время оставался популярным). «Ампир был более нарядным, понятным людям, наполненным декором, — поясняет Ирина Горячева, дизайнер и сооснователь студии Baklazanas. — Советскому человеку в те времена хотелось иллюзии шикарного вместо, как тогда казалось, унылых непонятных коробок. Кроме этого, россиянам в целом не свойственна любовь к минимализму, скорее, есть тяготение к избыточности и декору. Поэтому авангардная архитектура не была оценена по достоинству, а сейчас оставшиеся памятники заброшены. Только несколько зданий в центре Москвы отремонтированы, остальные в ужасном состоянии или сносятся. Люди почему-то забыли, что авангард – наш своеобразный бренд. Это направление в искусстве, которым Россия может полноправно гордиться!».

Сайт baklazanas.com

Цены

  • Платок «Великая утопия» — 4900 рублей
  • Карта «Новая Москва» — 3000 рублей
  • Ковер «Ячейка F» — 29000 рублей
  • Календарь в Новый 2019! – 995 рублей
  • Сумка «Ракета Шу!» — 900 рублей

Накинуть на плечи Шуховскую башню  фото

Читайте также