Театр на слух, картины на ощупь

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина можно потрогать руками «Благовещение» Боттичелли или «А, ты ревнуешь?» Гогена. Здесь открылась выставка «Видеть невидимое». На ней представлено шесть тактильных картин, которые воспроизводят известные полотна.
 
Сегодня в Москве существует несколько возможностей прикоснуться к искусству для людей с нарушениями слуха и зрения. И делать это они могут одновременно с обычными посетителями театров, кинотеатров или музеев.
 
 
КАРТИНЫ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ. «Нам интересно все. Я раньше ни разу не была в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и живописью никогда не интересовалась. А теперь сходила туда — и хочу узнать побольше о разных картинах», — говорит Юлия Дьякова, незрячая студентка из Москвы.
 
Театр на слух, картины на ощупь  фото
Юлия Дьякова изучает картину «Мадонна с Младенцем» Лукаса Кранаха-Ст. Девушка обрадовалась, узнав, что не все картины тут на темы религии. Фото: из архива Юлии Дьяковой.
 
 
Она посетила первую в России выставку тактильных картин. Их создали благодаря технологии рельефной печати. Для этого сначала сделали фотографии полотен, а потом обработали их специальным образом и подобрали текстуры, которые помогают незрячим людям понять сюжет.
 
Юлия говорит, что именно разная текстура позволила ей понять, что на картине «А, ты ревнуешь?» изображены обнаженные люди. Они по тактильным ощущениям были гладкими. Люди в одежде «на ощупь» воспринимались иначе.
 
До выставки Юлия считала, что работа Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь», по ее выражению, «трагичная картина». «Думала, что там изображено, как одно животное истязает другое. Но оказалось, что на картине этой сцене уделено не все место, что там есть и пейзаж. А эта сценка — просто зарисовка из жизни. Меня очень обрадовало, что полотно оказалось не таким, каким я его представляла».
 
Незрячим посетителям выдают аудиогид, в котором есть информация о ее создателе и расположении объектов на каждой работе. Картины на выставке «Видеть незримо» доступны и для обычных посетителей. Они смогут понять, как их воспринимают незрячие люди. Для более полного погружения им выдаются специальные темные очки.
 
ПОНЯТЬ СПЕКТАКЛЬ. Обычно люди с нарушением слуха, придя в театр, видят все то, что происходит на сцене. Но звуков, сопровождающих постановку, и слов актеров они не слышат. В театре «Мастерская Петра Фоменко» для таких зрителей разработали систему титрования, которая позволяет «услышать» спектакли в полном объеме.
 
Изначально титры в театре решили сделать для иностранцев, посещающих спектакли в Москве, или для гастролей за рубежом. Но на стадии разработки команда театра поняла, что возможности титровальной системы шире: она может быть полезна и людям с нарушением слуха. При разработке титров сотрудничали с волонтерами из «Всероссийского общества глухих». Именно они подсказали, что кроме слов актеров необходимо добавить ремарки, которых нет в титрах для иностранцев. Например, что во время спектакля «Три сестры» слышится шум пожара, а в «Семейном счастии» — щебет птиц. Или что героиня поет высоким, срывающимся голосом.
 
Текст разбивают на небольшие фразы, чтобы было удобно читать. Для передачи интонации используют знаки препинания. Например, чтобы передать паузы, ставят многоточие. Титры создают в то время, когда идет работа над премьерой спектакля.
 
Слабослышашие зрители в «Мастерской Петра Фоменко» читают титры с планшетов — их бесплатно выдает администратор. Экраны настроены так, что свет от них не мешает другим. Чтобы получить такой планшет, надо заявить при покупке билета или за несколько дней до спектакля, что он потребуется. Для этого достаточно позвонить в театр. Во время спектакля дежурный следит за ходом действия на своем компьютере и переключает титры.
 
Система титрования появилась в «Мастерской» в 2013 году. С тех пор на планшеты для слабослышащих постоянный спрос. Кроме того, залы театра оборудованы специальным устройством, усиливающим сигнал аппаратов для слабослышащих. Благодаря этому людям с остаточным слухом можно не пользоваться планшетом.
 
Инклюзивная театральная школа «Со-единение» совместно с Театром наций и ГИТИС создали спектакль «Совершенно невероятное событие. Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. На сцене профессиональные актеры играют с людьми с разными видами инвалидности. В постановке задействованы люди с нарушением слуха. Для таких же зрителей в действие спектакля введены сурдопереводчики. Они играют роль двойников героев и заодно переводят все их фразы на жестовый язык. Сидящие в зале зрители с нарушением слуха благодаря такому переводу понимают, что говорят актеры.
 
УСЛЫШАТЬ. «Молодой парень, темнокожий, в бейсболке, перевернутой козырьком назад», — таким представляют себе героя фильма «Крис Фонсека, уличный танцор» незрячие зрители. О внешности героев, их действиях и жестах, пейзажах такие зрители узнают благодаря тифлокомментариям или тифлоку.
 
Тифлок — это аудиоописание того, что происходит на экране или сцене. Незрячие используют наушники, в которых слышат комментарий. Его наговаривают тифлопереводчики или актеры, прошедшие специальное обучение. Они работают во время спектакля или кино для того, чтобы действие не отставало или не опережало записанный комментарий.
 
Единственный театр, в котором доступен тифлок — Московский Губернский театр. Для создания комментария к одному спектаклю требуется несколько месяцев. Текст, произносимый комментатором, должен быть беспристрастным и максимально полно описывать то, что происходит на сцене. Комментатор говорит в перерывах между репликами актеров, чтобы не мешать восприятию. С тифлокомментариями идут и фильмы, но довольно редко.
 
Все показы в рамках фестиваля «Кино без барьеров» сопровождаются тифлоком. Но в Москве фестиваль проходит раз в 2 года. Раз в месяц культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых устраивает в Москве в своем зале показ одного фильма с тифлокомментариями.
 
«Для нас такие спектакли и фильмы необходимы так же, как людям, живущим в многоэтажном доме, нужен лифт. И мы выступаем за то, чтобы каждая картина или спектакль была с тифлоком», — говорит Павел Обиух, незрячий.
 
Спектакли c тифлоком*
 
  • «Нашла коса на камень»
  • «Пушкин»
  • «Сирано де Бержерак»
  • «Сон разума»
  • «Книга джунглей. Маугли»
  • «Остров сокровищ»
 
Где: Московский Губернский театр, Волгоградский проспект, 121
 
* Аудиокомментарий для слабовидящих о том, что происходит на сцене или на экране.
 
Спектакли с титрами
 
  • «Волки и овцы»
  • «Война и мир. Начало романа»
  • «Бесприданница»
  • «Дар»
  • «Дом, где разбиваются сердца»
  • «Олимпия»
  • «Носорог»
  • «После занавеса»
  • «Русский человек на rendez-vous»
  • «Семейное счастие»
  • «Сон в летнюю ночь»
  • «Театральный роман (Записки покойника)»
  • «Три сестры»
 
Где: театр «Мастерская Петра Фоменко», Кутузовский проспект, 30 / 32.
 
 
О ПРОЕКТЕ «РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддер­ж­­­­ке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
 
Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Равные возможности». Мы рассказываем о том, как общество меняется, предоставляя людям с инвалидностью возможности для полноценной жизни. Мы будем общаться с экспертами и рассказывать о тех, кого не сломил приговор врачей. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать в нашей рубрике о людях необычной судьбы и большой силы воли, которые смогли ярко жить, плодотворно работать и любить вопреки диагнозу, напишите нам письмо на почту redaktor@mr-msk.ru.

 

Читайте также

Фильтр