Впереди времени: предпрофессиональное обучение в московских школах

Впереди времени: предпрофессиональное обучение в московских школах, фото

school-2051712_1280

Предпрофессиональное обучение в школе – проект Департамента образования города Москвы, в рамках которого почти 100 школ города открыли инженерные классы, 72 школы — медицинские и 10 школ — академические (научно-технологические). Работа ведется на основе трехсторонних договоров между школами, университетами и предприятиями. Партнерами проекта являются ведущие вузы и высокотехнологичные предприятия из различных отраслей экономики. Проректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Елена Весна рассказывает сегодня нашим читателям о том, что дает предпрофессиональное обучение школьникам и вузам, можно ли назвать такое обучение перспективным для всех его участников, для города в целом, а также о том, что такое предпрофессиональный экзамен.

Школьникам

Актуальным требованием современного рынка труда является получение школьниками новых базовых знаний и умений, соответствующих вызовам времени. Это предъявляет особые требования к предпрофессиональной подготовке: она должна иметь опережающей характер, ориентироваться не на сегодняшнее состояние, а на профессии будущего. Новые компетенции, отражающие изменения в технологическом укладе (цифровые, правовые, финансовые, предпринимательские) должны получаться уже на средней ступени образования при активном участии реальных индустриальных партнеров. Такой опыт участия индустриальных партнеров в предпрофессиональной подготовке школьников есть, например, у Госкорпорации «Росатом» («Школа Росатома», Атомклассы, Atomskills Junior).

По программам предпрофессионального обучения школьник получает умения и навыки, необходимые для продолжения получения образования по выбранной специальности в вузе. Важно отметить диагностическую, профориентационную роль предпрофессионального обучения. Школьник детально знакомиться с выбранной профессией, пробует свои силы в овладении необходимыми навыками. Это дает ему возможность оценить свою готовность к профессиональному обучению, и, возможно, скорректировать свою образовательную траекторию.

Вузам

Для вузов важно участие в разработке и реализации образовательной программы, формировании у школьников компетенций, необходимых для получения высшего образования. Есть возможность использовать в образовательном процессе лабораторную базу и преподавательский потенциал университета, внедрять новые формы интеграции основного и дополнительного образования. Например, учащиеся наших инженерных классов проходят летнюю практику в лабораториях университета. В результате в вузы приходят мотивированные студенты, у школьников формируются первичные навыки исследовательской работы и инженерного труда, формируется умение работать в команде при решении конкретных практически значимых задач, а став студентами, бывшие школьники начинают изучать предпрофессиональный блок дисциплин, уже имея некоторый задел в знаниях и умениях. Начальные инженерные компетенции, конструкторские навыки, умение придумать и реализовать свою идею на современном оборудовании в настоящее время является необходимым условием для обучения после школы в МИФИ.

Экзамен

Важно, что школьник, получив предпрофессиональное образование, может сдать соответствующий экзамен и получить ощутимые бонусы при поступлении в вузы. Выпускники инженерных, медицинских и академических классов сдают особый экзамен — предпрофессиональный. Этот экзамен — форма независимой итоговой оценки, которая проводится по результатам освоения учащимися программ в предпрофессиональных классах школ города Москвы. Предпрофессиональный экзамен проводится с участием образовательных организаций высшего образования по профилю обучения. Вузы, участвующие в проекте, учитывают результаты предпрофессионального экзамена и начисляют абитуриентам до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения. Например, НИЯУ МИФИ дает успешно сдавшим экзамен 10 баллов (МАИ – 10 баллов, МАДИ – 10 баллов, МИСиС — от 7 до 10 баллов, МГТУ им. Н.Э. Баумана — от 8 до 10). В списке предоставляющих дополнительные баллы 11 вузов: МИФИ, МИСиС, МТУ, МГТУ им. Баумана, МЭИ, МИЭТ, МАДИ, МАИ, Московский Политех, РУТ (МИИТ) и Первый МГМУ им. Сеченова.

Экзамен состоит из двух частей и оценивается в 100 баллов, из которых 60 можно получить за выполнение практической части, а 40 – теоретической.

Теоретическая часть проводится на базе Московского центра качества образования. Теоретическая часть – это компьютерная диагностика, вариант которой формируется непосредственно перед началом экзамена из банка в системе, а по завершении испытания каждый экзаменуемый может увидеть на мониторе результат. Практическая часть проводится на базе вузов с использованием реального оборудования. В этом году 19 вузов стали площадками для ее проведения. В 2018 году инженерные и академические классы решают практические ситуационные задачи, а медицинские классы выполняют по два задания-кейса.

Перспективы

Предпрофессиональное обучение – это, во-первых, перспективный путь перехода на практико-ориентированное обучение. Важным требованием школьных образовательных стандартов является развитие проектных форм обучения, в инженерных классах поставлена задача перехода на проектные формы по всем естественнонаучным предметам. Важной особенностью предпрофессионального обучения является индивидуализация учебных траекторий, направленная на развитие личности и индивидуальных способностей школьника. Другим важным трендом современного образования является формирование у ребят метапредметных компетенций. И здесь предпрофессиональное обучение школьников вне конкуренции, потому что все инновационные проекты, научные и инженерные, в настоящее время лежат на стыке наук.

Читайте также

Фильтр