Дни вина длиною в месяц: как развивается винный туризм

    Фото предоставлено пресс-службой Кубань-Вино. Автор Олег Бочкарев
    Фото предоставлено пресс-службой Кубань-Вино. Автор Олег Бочкарев

    В стране появляется новая отрасль туризма. Винные туры: есть что посмотреть и что попробовать 

    Мы продолжаем свой «сериал» в рамках Дней российского вина. В прошлых выпусках мы рассказали о появлении современного виноделия в России, о том, как выбрать вино по внешнему виду и о всплеске интереса к гастропарам – отечественное вино плюс блюда из отечественных же продуктов. В рамках акции, объявленной Минпром­торгом и Минсельхозом, до конца ноября несколько торговых сетей практически по всей стране делают акцент на российских винах, отчетливо обозначают полки с ними, проводят дегустации, встречи с виноделами.

    Более того, параллельно готовится винный гид Роскачества. Задача известных экспертов-дегустаторов – отобрать 300 вин российского происхождения стоимостью до 1000 рублей за бутылку. Это делается для того, чтобы у простого потребителя появился ориентир – что же можно покупать из российского, качественного, понятного и недорогого.

    Такая акция будет проходить дважды в год. Но ведь и в остальное время отрасль не останавливается. Высаживается виноград, собирается урожай, производится и хранится вино. Настоящим открытием сегодняшнего дня стало то, что вино может стать одним из драйверов развития туризма. Как внешнего, так и внутреннего.

    Вспомните, как были популярны рестораны местной кухни у гостей чемпионата мира по футболу. Очевидно же, что человек, приехавший из Испании, не будет искать тут привычное темпранильо или аль­бариньо. Ему интереснее попробовать красностоп или сибирьковый. И увезти это ощущение экзотики с собой.

    Что же касается внутреннего туризма, то и тут полное понимание, что винодельня – это источник притяжения любопыт­ствующих путешественников. Такой, например, всегда была «Массандра» – старейшее винное производство. И экскурсионное пространство. Побывать в Крыму и не посетить «Массандру» всегда было как‑то… неправильно.

    Фото предоставлено винодельней «Гай-Кодзор»

    Сегодня в Крыму мы легко насчитали добрый десяток больших и маленьких виноделен, которые принимают гостей. Своим гостеприимством может прославиться даже самое небольшое производство, как, например, «Бельбек» Сергея Бескоровайного или Uppa Winery Павла Швеца, которому посвятил отдельный рассказ потрясенный поездкой до глубины души Евгений Гришковец.

    Вообще, наметилась очевидная линия на появление громадного количества т. н. микровиноделов – производств, которые часто даже не поставляют свою продукцию в сети. Их вина выпивают туристы на месте. Сейчас в понятие «винодельня» входит и сыродельня с коптильным цехом, и мини-отель. Например, сразу как туристический объект строилось винное производство «Кантина» под Азовом. Здесь и встретят, и покормят, и дегустацию проведут, и фестиваль устроят. Небольшие винодельни с огромной скоростью осваивают пространство винного туризма.

    Большие производства тоже не отстают. «Абрау-Дюрсо» затеяло строительство гостиницы на 500 мест. «Фанагория» запустила отличный дегустационный зал – современный, дизайнерский. У «Солнечной долины» появилась своя сыродельня (кстати, очень характерное сочетание для небольших производств – например, так же устроена «Вилла Виктория» под Новороссийском и КФХ «Лоза» Дмитрия Гусева в Волгоградской области). А у «Усадьбы Мысхако» есть не только отличный ресторан «Шато-Пино», где устраивается масса веселых пати, но и собственная улиточная ферма.

    Сейчас путешествие по югу России почти невозможно представить без посещения винного производства. Власти Крыма и Краснодарского края разрабатывают сейчас специальные маршруты, позволяющие туристам посетить сразу несколько интересных хозяйств. Например, на полуострове этот проект называется «Винные дороги». Но проложить эти дороги сегодня можно и самостоятельно. Предложений со стороны виноделов все больше, они становятся все качественнее и разнообразнее. Так в стране появляется новая отрасль туризма, которой еще вчера в принципе не было.

    За несколько дней до Фестиваля молодого вина в Усадьбе Мысхако с визитом была большая японская делегация: руководители компаний-импортеров российских продуктов в Японию и представители японских СМИ. Фото предоставлено винодельней «Усадьба Мысхако»

    Какой он сегодня, винный турист

    Отвечают Светлана Кияшко и Анна Бучацкая, бюро «Винные истории» (Краснодар)

    Есть две категории винных туристов. Например, те, кто приехал отдохнуть на море и в качестве досуга одного дня выбирают поездку на винодельню. Вторая категория – люди, которые интересуются темой, любят узнавать новое. Многие бывали на винодельнях в Европе, им интересно увидеть своими глазами, как развивается эта отрасль у нас.

    Их «портрет» таков. Женщин больше, чем мужчин (70 / 30 или 60 / 40). Возраст 30+. Свой бизнес или руководящий пост в компании. Серьезно задумываются о том, что потребляют.

    Фото предоставлено винодельней «Гай-Кодзор»

    Если в компании или семье появляется любитель вина, то в тур начинают ездить все члены семьи или друзья. При этом каждый найдет что‑то интересное для себя. Кто‑то вино, кто‑то сыр, кто‑то исторические факты, а кто‑то веселую компанию. Если тур частный, чаще едут 2‑3 семьи или компания друзей, реже семейная пара.
    Едут с апреля по октябрь. Но могут поехать и в декабре, порой вместо новогодних корпоративов.

    Популярностью пользуются винодельни, где кроме производства вина можно еще увидеть и интересные архитектурные решения, и винодельни с собственной инфраструктурой (отель, ресторан и пр.), например, «Гай-Кодзор», «Абрау-Дюрсо», «Поместье Голубицкое», «Лефкадия».

    Туры по микровинодельням – точно для тех, кто «в теме». Там интересные вина и, самое главное, есть яркий человек – создатель проекта, винодел, а также агроном, маркетолог и менеджер по продажам в одном лице. Это человек с горящими глазами, который живет своей винодельней. Таковы, например, «Вальма», винодельни Узуновых, Литовщуков, Бердяева, Нестеровых, «Винное по­дворье старого грека». Последние две, кстати, имеют еще и инфраструктуру для приема туристов.

    Часто в программу тура включается посещение музеев или гольф-клуба, на винодельне в подвалах устраиваются квесты и т. д. Типичный винный трип – это одно-трехдневная поездка с посещением двух виноделен в день. Плюс обед и ужин в хороших винных ресторанчиках с классным видом из окна.

    Другие материалы цикла «Дни вина длиною в месяц»:

    Дни вина длиною в месяц: акция в поддержку

    Дни вина длиною в месяц: как выбрать

    Дни вина длиною в месяц: едим и пьем свое

    Поделиться